Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на заседании Генеральной Ассамблеи ООН по пункту повестки дня 127 «Вопрос о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его членского состава и связанные с этим вопросы»

Г-н Председатель,

Благодарим Вас за созыв сегодняшнего заседания.

Прежде всего, хотели бы поздравить постоянных представителей Польши и Катара с назначением на должности сокоординаторов межправительственных переговоров по реформе СБ. Рассчитываем, что ваша деятельность будет строиться на основе принципов беспристрастности и максимального учета мнений всех государств-участников процесса.

Благодарим постпредов ОАЭ и Польши, которые, несмотря на все сложности, вызванные пандемией коронавируса, смогли в ходе предыдущей сессии Генассамблеи на должном уровне довести переговоры до логического завершения, что увенчалось принятием
31 августа решения ГА 74/569.

Г-н Председатель,

Вопрос реформы Совета Безопасности ООН является не только одним из важнейших, но и наиболее сложных в повестке дня всемирной Организации. Это обусловлено тем, что речь идет об органе, который в соответствии с Уставом ООН несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности.

Очевидно, что в год 75-летия ООН мы все устремляем взгляды в будущее Организации, пытаемся определить оптимальные векторы ее развития, что невозможно представить без проведения реформы ее Совета Безопасности. В то же время следует признать, что обсуждение этого вопроса идет не первый год. Государствам-членам в чем-то удалось продвинуться на реформенном направлении, однако универсальное решение, которое могло бы удовлетворить большинство, пока не просматривается.

Подходы основных игроков на «реформенном поле» по-прежнему различаются существенно, а подчас и диаметрально. В таких условиях мы не видим альтернативы продолжению в ходе текущей сессии Генассамблеи терпеливой, пошаговой работы по сближению переговорных подходов.

Наша позиция хорошо известна. Россия как постоянный член Совета Безопасности отмечает необходимость придания этому органу более представительного характера, прежде всего, за счет развивающихся государств Африки, Азии и Латинской Америки. Выступаем за исправление исторической несправедливости в отношении Африки, количество мест которой в Совете не соответствует ни современной роли континента в международных делах, ни общему числу африканских государств.

При этом усилия по расширению Совета не должны сказываться на его способности эффективно и оперативно реагировать на возникающие вызовы. В этом контексте мы выступаем за сохранение компактного характера состава Совета Безопасности. Его оптимальный численный состав не должен превышать «чуть более двадцати» членов.

Для нас неприемлемы любые идеи, ведущие к ущемлению прерогатив нынешних постоянных членов СБ, включая институт вето. Следует помнить: данный институт является важным фактором, стимулирующим членов Совета к поиску сбалансированных решений. Применение вето или угроза его применения не раз избавляли ООН от ассоциирования с сомнительными авантюрами.

Г-н Председатель,

Напоминаем, что процесс реформирования Совета Безопасности – дело всех без исключения государств-членов, а его итоговая формула должна пользоваться максимально широкой поддержкой. Убеждены, что вопрос реформы Совета Безопасности не может быть решен чисто «арифметическим путем» за счет постановки тех или иных моделей на голосование для получения минимально необходимых голосов. Результат, достигнутый таким образом, едва ли добавит авторитета Совету Безопасности и уж точно не послужит укреплению всемирной Организации.

При этом мы готовы рассмотреть любой разумный вариант расширения состава Совета Безопасности, включая основанное на компромиссе т.н. «промежуточное решение», если он будет опираться на самое широкое согласие в ООН.

Г-н Председатель,

Рассчитываем, что усилия Председателя Генассамблеи и сокоординаторов переговоров будут направлены именно на оказание максимального содействия переговорам при том понимании, что «собственность» в этом процессе остается за государствами-членами.

Прогресс в реформировании Совета Безопасности не может быть достигнут через навязывание государствам-членам переговорных документов или иных инициатив, не согласованных со всеми участниками процесса. Предыдущие сессии ГА показали тщетность и опасность попыток форсированного решения реформенного вопроса без оглядки на широкую поддержку государств-членов. 

Переговоры должны проводиться в спокойном, транспарентном и инклюзивном ключе без произвольных временных графиков. Нам всем важно отдавать себе ясный отчет в том, что в этом деле не может быть места искусственным срокам, а также попыткам решить данную комплексную проблему одним росчерком пера.

Мы не можем не учитывать и специфику текущей ситуации, связанной с пандемией коронавируса. Именно государства-члены и только они вправе определять, в каком формате должны проводиться переговоры в предстоящий период. В любом случае необходимо обеспечить все возможное, чтобы государствам-членам были предоставлены все необходимые инструменты, прежде всего услуги переводчиков, для полноценного участия в дискуссиях.

Наша приверженность достижению результатов в рамках имеющегося формата дискуссий остается неизменной. Площадка межправительственных переговоров обладает одновременно уникальной и универсальной легитимностью для всего комплекса проблем реформы. Отход от нее может привести к распаду всей переговорной архитектуры, отбрасыванию процесса на многие годы назад.

Тем более мы не хотим того, чтобы в условиях современной непростой ситуации межправительственные переговоры по реформе СБ создавали новые или углубляли имеющиеся разделительные линии между государствами-членами ООН.

Благодарю Вас.