Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Уполномоченного МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенству права, зам.директора Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД России Г.Е.Лукьянцева на пленарном заседании 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по пункту 67 «Доклад Совета ООН по правам человека»

Г-н Председатель,

Когда в 2006 г. Генеральная Ассамблея ООН принимала историческую резолюцию 60/251 о создании Совета ООН по правам человека, все международное сообщество возлагало на данное решение большие надежды. Происходила своего рода смена эпох: вместо ангажированной Комиссии ООН по правам человека, которая к тому времени себя полностью дискредитировала, учреждался орган, призванный работать на основе объективности, беспристрастности и конструктивного диалога.

С того исторического момента прошло уже более десяти лет. Настало время задуматься, чем стал Совет, оправдались ли наши ожидания, смог ли СПЧ исправить ошибки своей предшественницы Комиссии, способствует ли работа Совета улучшению ситуации с правами человека и укреплению национального правозащитного потенциала в отдельных странах?

К сожалению, господин Председатель, ответ на все эти вопросы отрицательный. В руках недобросовестных политических сил Совет все больше и больше превращается в механизм политического и экономического давления на суверенные государства. СПЧ стремительно утрачивает самостоятельность и беспристрастный характер работы. Сегодня Совет фактически перестал выполнять функцию межправительственной площадки ООН для обсуждения всего спектра вопросов прав человека.

Совет открыто используется рядом государств и объединений для достижения своих конъюнктурных политических и экономических целей. В практику вошло принятие страновых резолюций, преследующих не благородные цели защиты прав человека, а вмешательства во внутренние дела отдельных стран в целях смены «неугодных» правительств. Тематические резолюции некоторые государства-члены СПЧ также используют для решения своих экономических и геополитических задач.

Нецелевое использование потенциала СПЧ становится, к сожалению, постоянной практикой. Повестка дня сессий наполняется сюжетами, которые имеют весьма отделенное отношение к правам человека. Подключение Совета к вопросам стандартизации, регулирования торгово-экономических отношений, медицинской сферы, области торговли оружием, борьбы с организованной преступностью, наркотиками происходит, как правило, тогда, когда определенные группы государств не могут добиться желаемого результата на других профильных площадках ООН.

Считаем такое манипулирование Советом безответственным и крайне опасным. Принятие им политизированных решений наносит урон процессу выработки единых подходов к конкретным вопросам и ситуациям. Это также вредит репутации и подрывает доверие к самому институту СПЧ. Единственный выход из сложившейся ситуации – возврат к неукоснительному соблюдению мандата Совета, как он зафиксирован в резолюции Генассамблеи ООН 60/251.

Г-н Председатель,

Одной из причин отсутствия реального влияния Совета на ситуацию с правами человека в конкретных странах является фрагментарный характер работы самой ООН на правозащитном направлении. Речь идет о неготовности и нежелании некоторых групп стран признать существование институциональной и программной связи между УВКПЧ и СПЧ и Третьим комитетом Генассамблеи ООН. Такое упорство не допустить «связки» Совета и Третьего Комитета с работой УВКПЧ на практике приводит к ухудшению ситуации с правами простых людей, поскольку решения и резолюции СПЧ об оказании их правительствам технического или консультативного содействия не подкреплены ни техническим, ни людским, ни финансовым потенциалом. Зато УВКПЧ располагает всеми этими ресурсами. Необходимость координации работы Управления с СПЧ и Третьим Комитетом очевидна. Только через диалог можно выработать правильные и эффективные решения, в том числе при разработке и утверждении проектов и программ Всемирной организации на правозащитном треке, а именно «Программы 20».

Г-н Председатель,

Российская Федерация являлась активным участником переговорных процессов по резолюции Генассамблеи ООН 60/251, по выработке документов по институциональному строительству Совета, его резолюций 5/1 и 5/2 и процедуры обзора функционирования СПЧ в 2011 году. Наша страна неоднократно избиралась в состав Совета. Мы всегда проводили линию на укрепление принципа сотрудничества в его работе. В нынешних условиях Россия не может оставаться сторонним наблюдателя того, как СПЧ превращается в дискредитировавшую себя в свое время Комиссию ООН по правам человека. Мы хотим вернуть Совету положительный заряд и конструктивный потенциал, заложенный резолюциями Генассамблеи ООН 60/251 и СПЧ 5/1 и 5/2, возродить то доверие и надежды, которые международное сообщество связывало с созданием Совета. Именно такие задачи и цели Российская Федерация ставит перед собой, представляя свою кандидатуру для избрания в Совет на период 2021-2023 гг.

Г-н Председатель,

В заключение хотели бы вновь подтвердить приверженность нашей страны конструктивному и равноправному сотрудничеству по всему спектру вопросов международной правозащитной повестки дня, которое является единственным и безальтернативным способом всестороннего укрепления режима поощрения и защиты прав человека.

Благодарю Вас.