Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи на заседании СБ ООН по пункту повестки дня «Поддержание международного мира и безопасности: защита гражданских лиц от голода в условиях вооруженных конфликтов»

Уважаемая г-жа Председатель,

Благодарим наших бриферов – Генерального секретаря, Дэвида Бизли и Габриелу Бухер – за анализ ситуации в области продовольственной безопасности. 

Г-жа Председатель, 

Поскольку это первое Ваше председательство и первое его центральное мероприятие, видим в выборе столь острой темы для нашего заседания важный сигнал о Вашей поддержке более активных совместных действий для решения проблем продовольственной безопасности. Со своей стороны отмечаем, что и для нас укрепление сотрудничества стран-членов ООН в этой сфере является приоритетом. Нарастающие вызовы на социально-экономическом направлении, связанные с искоренением нищеты, борьбой с голодом и изменением климата, миграцией, требуют коллективных усилий всего международного сообщества. Без сплоченных действий и взаимного доверия невозможно рассчитывать на эффективную реализацию амбициозных Целей устойчивого развития.

Вместе с тем полагаем, что для достижения требуемого результата важно избегать сценария, при котором СБ начал бы вмешиваться в слаженную и эффективную работу по данной теме Генеральной Ассамблеи, а также профильных органов ООН, отвечающих за тематику продовольственной безопасности и борьбы с голодом. Здесь хотели бы прежде всего выделить ВПП и ФАО.

Вклад ВПП в решение острой проблемы нехватки продуктов питания в странах со сложной военно-политической обстановкой сложно переоценить. Сожалеем, что в списке бриферов не нашлось места представителю ФАО. Ведь ФАО – ведущее спецучреждение ООН в агропродовольственной сфере, «организация знаний» с уникальным методологическим потенциалом для комплексной оценки ситуации с продовольственной безопасностью. Наряду с ВПП она работает над анализом соответствующих рисков. Две эти организации возглавляют гуманитарный кластер ООН по продбезопасности.

Г-жа Председатель,

Реальная, тщательная и плодотворная работа над повышением координации международной деятельности на этом направлении, как я уже сказал, ведется на профильных площадках ВПП ООН и ФАО в Риме, а также в других органах экономического блока. Не до конца убеждены, что вовлечение в эту дискуссию Совета имеет какую-либо «добавленную стоимость». В этой связи мы выступаем против идеи назначения какого-либо координатора по надзору за исполнением резолюции 2417(2018) СБ ООН. Своей деятельностью он будет только вносить сумятицу в работу римских учреждений ООН. 

Такая наша позиция не означает, что мы не считаем эти темы, а также проблематику голода важными. Не отрицаем, что в отдельных региональных и страновых контекстах темы изменения климата, голода, миграции могут служить дополнительными факторами, способствующими повышению конфликтности, однако эти явления целесообразно анализировать применительно к каждой конкретной ситуации. Говорить об этом генерически и в глобальном контексте не совсем оправданно, а навязывать универсальность такой взаимосвязи даже опасно. К тому же далеко не все конфликты несут угрозу международному миру и безопасности, рассматриваемым Советом, и не все страны, где есть голод, охвачены конфликтом. 

Не согласны мы и со смещением акцентов на конфликты, оттесняя другие первопричины голода на второй план. Среди них – волюнтаристские действия ряда стран, приводящие к обострению внутриполитических кризисов. По «странному» стечению обстоятельств трагедия голода охватывает именно те территории, где были разрушены государственные институты. Именно это и обостряет конфликты и повышает риски для национальной продовольственной безопасности. Наглядный тому пример – то, что мы изо дня в день наблюдаем в Ираке, Ливии, Сирии, Йемене, Сомали. Самый характерный пример здесь Йемен, ведь не голод спровоцировал вооружённый конфликт там, а вооруженный конфликт спровоцировал голод. 

Нам необходимо извлекать уроки из этих ситуаций. Тогда и трагических гуманитарных катастроф на планете будет гораздо меньше. 

Г-жа Председатель,

В контексте попыток закрепить проблему голода, вызванного вооруженными конфликтами, в повестке дня СБ мы с обеспокоенностью усматриваем лоббирование подмены понятий и необоснованной увязки с сопредельными темами. Не можем согласиться со связкой вопросов продбезопасности и защиты, обеспечение которой нам предлагалось закрепить в качестве ключевого направления деятельности гуманитарщиков. Осуждение государств за промедление или отказ в предоставлении данных рассматриваем в качестве вмешательства во внутренние дела. Такое сотрудничество должно быть добровольным и ничем не обусловленным. Проблема обеспечения продбезопасности в условиях вооруженных конфликтов напрямую связана с соблюдением МГП и повышением эффективности гуманитарного реагирования. Обеспечение же устойчивости продовольственных систем перед лицом изменения климата лежит в плоскости устойчивого развития и не имеет прямой связи с деятельностью СБ.

С учетом всего изложенного мы не видим необходимости отдельно поручить Генсекретарю ООН в обязательном порядке дважды в год докладывать Совету о новых кризисных ситуациях в контексте голода, вызванного вооруженными конфликтами. Такой мандат у него имеется с 2018 г., когда была принята резолюция 2417. Ничто не  мешает ему выходить в Совет с докладами по конкретным странам, охваченным голодом.

Г-жа Председатель,

Если же говорить по существу рассматриваемой темы, то не можем не подчеркнуть, что создание возможностей и потенциала для местного производства, стабилизация глобальных сырьевых рынков, либерализация торговли, а также минимизация последствий природных катаклизмов могут реанимировать разрушенные конфликтом экономики. А один из наиболее важных и очевидных путей устранения первопричин – это снятие санкций и односторонних ограничительных мер. Здесь можно только приветствовать недавнее решение новой администрации США пересмотреть введенные санкции в отношении «Ансар Алла». Не случись этого, ситуация, прежде всего, с ухудшением масштабов голода в Йемене дошла бы до точки невозврата.

Российская Федерация разделяет необходимость неотложного реагирования на проблему голода. Но делать это надо в рамках тех механизмов, где этим занимаются профессионально и учитывают комплексный характер вызовов устойчивому развитию пострадавших стран. 

Благодарю за внимание.