Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации Б.А.Мещанова в ходе виртуальных консультаций Группы экспертов ООН высокого уровня по финансовой ответственности, прозрачности и целостности

Российская Федерация последовательно выступает в поддержку укрепления международно-правового режима возвращения преступных активов, устранения существующих правовых неопределенностей и различий, выработки конкретных мер по распоряжению арестованными, конфискованными и возвращенными активами на принципах законности и справедливости. При этом имеющаяся нормативно-правовая база, включающая, прежде всего, Конвенции ООН против коррупции (КПК) и против транснациональной организованной преступности, не создает комплексной международно-правовой основы возвращения преступных активов.

Кроме того, к настоящему времени остается неизученной возможность применения положений КПК к ситуациям возвращения активов, полученных в результате совершения не только коррупционных преступлений, но и правонарушений, влекущих гражданско-правовую и административную ответственность. Это относится, прежде всего, к гражданско-правовой ответственности в случае установления имущества, приобретенного на неподтвержденные доходы, а также к административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

В этой связи группа экспертов высокого уровня могла бы изучить возможности восполнения существующих пробелов в тесном сотрудничестве с Конференцией государств-участников КПК и ее рабочими органами и подготовить конкретные предложения по совершенствованию действующих механизмов. Необходимо также учитывать результаты второго цикла обзора хода осуществления КПК, охватывающего в том числе положения главы V «Меры по возвращению активов».

Российская Федерация в соответствии с приоритетами национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 гг. была бы заинтересована в укреплении международного сотрудничества и на таком направлении, как использование современных информационных технологий в предупреждении коррупции, а также противодействие преступлениям коррупционной направленности, совершаемым с использованием указанных технологий, согласно статьям 5 и 48 КПК. Несмотря на то, что конференция государств-участников КПК отдельно рассматривала данную проблематику на своей 6-й сессии (Санкт-Петербург, 2015 г.) и приняла ряд тематических резолюций, до настоящего времени комплексный подход так и не выработан, что в значительной степени препятствует эффективному обмену имеющимися наработками между заинтересованными странами. Этот вопрос также имеет большое значение для обеспечения соблюдения антикоррупционных стандартов всеми категориями лиц, на которых возложена эта обязанность (служащие, парламентарии, судьи), повышения защиты персональных данных и тайны частной жизни в связи с внедрением информационных технологий в антикоррупционную работу и оптимизации функционирования антикоррупционных институтов, таких как декларирование сведений о доходах и имуществе, предотвращение и урегулирование конфликта интересов.

Последний аспект требует пристального внимания, поскольку как положения КПК (статьи 7, 8 и 12), так и принятые в ее развитие тематические резолюции, имеют несколько фрагментированный характер.

В то же время проблематика конфликта интересов входит в число приоритетных направлений антикоррупционной работы во многих государствах-членах ООН, включая Российскую Федерацию.

Убеждены, что в своей работе группа экспертов высокого уровня должна тесно взаимодействовать с уже существующими профильными международными форматами, не дублируя и не подменяя их. Это особенно важно с учетом подготовки специальной сессии Генассамблеи ООН против коррупции, намеченной на апрель 2021 г. Так, группе экспертов следует учитывать наполнение итоговой декларации при подготовке своих рекомендаций, которые, как предполагается, будут вынесены на обсуждение спецсессии и не должны носить политизированного и формалистского характера.