Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации Б.А.Мещанова на совместном брифинге председателей Генассамблеи и ЭКОСОС, посвященном началу работы Группы экспертов ООН высокого уровня по международной финансовой ответственности, прозрачности и целостности в интересах достижения Повестки-2030

Г-н Председатель Генеральной Ассамблеи,

Г-жа Председатель Экономического и Социального Совета,

Российская Федерация последовательно выступает в поддержку укрепления международно-правового режима возвращения преступных активов, устранения существующих правовых неопределенностей и различий, выработки конкретных мер по распоряжению арестованными, конфискованными и возвращенными активами на принципах законности и справедливости.

В настоящее время международное сотрудничество в данной области регулируется, преимущественно, рамочными нормами и является, на наш взгляд, недостаточным. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности предусматривает возможность заключать соглашения о передаче преступных доходов другим государствам-участникам по принципу ad hoc. Конвенция ООН против коррупции (КПК) хотя и содержит более четкие предписания, ввиду ограниченной сферы применения не создает комплексной международно-правовой основы возвращения преступных активов.

Как следствие, доля таких средств от предполагаемого объема преступных доходов остается крайне низкой. По данным исследования ФАТФ, только 4% национальных антиотмывочных режимов изученных 75 юрисдикций достигли высокого уровня эффективности в сфере возвращения активов, 18% - значительного. УНП ООН отмечает, что многие страны имеют незначительный опыт оказания взаимной правовой помощи, в частности, в деле возвращения активов, и лишь малое число государств обладает практическим опытом возвращения значительных объемов активов.

Сохраняются существенные трудности при рассмотрении запросов об оказании взаимной правовой помощи, что приводит к отказам компетентных иностранных органов удовлетворить ходатайства о наложении ареста на деньги и имущество преступников, затруднению следственных действий, истечению сроков привлечения к ответственности. Учитывая, что значительная доля активов выводится из развивающихся стран, указанные трудности препятствуют репатриации преступных активов и их использованию для достижения целей устойчивого развития.

Большое значение для оценки эффективности действующего международно-правового режима возвращения активов будут иметь результаты второго цикла обзора хода осуществления КПК, охватывающего в том числе положения главы V «Меры по возвращению активов». Кроме того, по поручению Межправительственной рабочей группы открытого состава по возвращению активов - вспомогательного органа Конференции государств-участников КПК, УНП ООН готовит комплексное тематическое исследование о взаимодействии государств в сфере возвращения активов в последние 10 лет. Создаваемая Группа могла бы также внести существенный вклад в изучение указанной проблематики и подготовку конкретных предложений по совершенствованию действующих механизмов.

Ожидаем, что новый формат не будет подменять собой имеющиеся платформы взаимодействия, прежде всего, Конференцию государств-участников КПК и ее рабочие органы, а также не станет вторгаться в их мандат, определенный в статье 63 КПК и резолюции 1/4 «Создание Межправительственной рабочей группы по возвращению активов» Конференции государств-участников КПК.

Благодарю за внимание.