Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации В.А.Небензи в ходе общих дебатов в рамках министерского сегмента Политического форума высокого уровня по устойчивому развитию под эгидой Экономического и Социального Совета ООН

19 июля 2016 года


Уважаемый г-н Председатель,

Российская Федерация приветствует проведение Политического форума высокого уровня по устойчивому развитию под эгидой ЭКОСОС. Как это уже неоднократно отмечалось, в этом году Форум имеет особое значение, поскольку проходит впервые после принятия мировыми лидерами новой социально-экономической и природоохранной повестки дня на период до 2030 года. От успеха Форума во многом зависит будущее всей системы мониторинга прогресса в достижении Целей устойчивого развития (ЦУР).

Рассматриваем Политический форум, действующий в рамках Экономического и Социального Совета ООН, в качестве основного межправительственного формата для обзора хода реализации Повестки-2030 на общемировом уровне. Конструктивное взаимодействие на площадке ЭКОСОС всех заинтересованных сторон, в т.ч. в плане обмена опытом и наилучшими практиками – один из ключевых элементов эффективного глобального партнерства в интересах развития. В этой связи принципиально важно выстраивать работу Форума в соответствии с базовыми принципами, заложенными в Повестку-2030, включая универсальный и неделимый характер целей и задач в области устойчивого развития.

Г-н Председатель,

Россия готова активно способствовать реализации Повестки-2030 на всех уровнях, действуя в соответствии с национальными приоритетами и в рамках принятых международных обязательств. Руководствуясь принципами солидарности, наша страна на протяжении многих лет вносит существенный вклад в создание и укрепление экономического, интеллектуального, информационного, научно-технического потенциала стран-партнеров. Российская помощь развитию неизменно направлена на решение самых насущных задач, с которыми сталкиваются нуждающиеся государства – обеспечение продовольственной безопасности, создание и модернизация торгово-экономической, промышленной и сельскохозяйственной инфраструктуры, поддержание экологической стабильности, укрепление национального потенциала в области борьбы с терроризмом и организованной преступностью, развитие здравоохранения и образования, совершенствование системы государственного управления. Объемы нашей помощи развитию неуклонно увеличиваются. В прошлом году они возросли более чем на 30% и составили по методологии ОЭСР 1 млрд. 160 млн. долл.

Несмотря на непростую ситуацию в мировой экономике, считаем важным последовательно наращивать многосторонние усилия по содействию международному развитию. Убеждены, что помощь нуждающимся государствам в становлении их жизнеспособных социально-экономических систем – это прежде всего инвестиции в глобальную стабильность и необходимое условие для формирования справедливой и кризисоустойчивой международной системы.

Г-н Председатель,

Залогом успешной реализации новой социально-экономической и природоохранной повестки дня ООН является эффективная интеграция ЦУР и ассоциированных с ними задач в национальные стратегии развития с учетом местных особенностей и приоритетов. В России этим занимается Межведомственная рабочая группа при Администрации Президента Российской Федерации по вопросам, связанным с изменением климата и обеспечением устойчивого развития. Не менее важная задача – создание действенных механизмов мониторинга на основе системы показателей, разработанной Статистической комиссией ООН. В Российской Федерации работу по формированию национальной системы учета прогресса в реализации ЦУР ведет Федеральная служба государственной статистики.

Большое значение многостороннему сотрудничеству в интересах устойчивого развития придают российские парламентарии. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации уже провел Парламентские слушания, по итогам которых были приняты конкретные практические рекомендации по осуществлению Повестки-2030 на всех уровнях.

Весомый вклад в обеспечение устойчивого развития готов внести российский бизнес, гражданское общество, включая молодежные организации, а также академические круги. Рассчитываем на активное подключение всех заинтересованных сторон к подготовке добровольных обзоров прогресса в осуществлении ЦУР. Одновременно намерены продолжить работу по развитию государственно-частных партнерств и продвижению принципов корпоративной социальной ответственности в интересах Повестки-2030.

Г-н Председатель,

Важную роль в достижении ЦУР призваны сыграть региональные механизмы, включая региональные комиссии ООН, а также ведущие интеграционные объединения. Россия, как активный участник Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН и Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), придает особое значение региональному измерению работы системы ООН по осуществлению Повестки-2030.

В настоящее время как в Европейском, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе формируются качественно новые предпосылки для создания общерегионального экономического пространства. Важно осознать безальтернативность равноправной модели межгосударственного взаимодействия, которая опиралась бы на открытый политический и экономический диалог, а также справедливый учет интересов друг друга.

Уверены, что региональные комиссии ООН, в частности ЕЭК и ЭСКАТО могут и должны стать катализаторами т.н. "интеграции интеграций" или, другими словами, выстраивания единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. В этой связи Россия приветствует и поддерживает решение о проведении ЕЭК ООН совместно с Правительством Белоруссии 25-26 октября с.г. в Минске Международной конференции по вопросам интеграции и экономическому сотрудничеству в интересах ЦУР.

Всецело поддерживаем деятельность ЭСКАТО по развитию т.н. «региональной соединяемости», предполагающей комплексный подход к строительству транспортных, энергетических и информационных коммуникаций. В этом контексте весьма показательны результаты масштабных инфраструктурных проектов, реализованных в России за последние годы. Комплекс мер по развитию «физической» инфраструктуры и упрощению формальных процедур позволил существенно сократить время прохождения поездов по Транссибирской магистрали, составляющей основу Северного коридора Трансазиатской железной дороги. Мощность трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», заложенного в 2009 г., на сегодняшний день доведена до 58 млн. тонн, что позволяет обеспечить растущие потребности стран региона в энергоресурсах. В прошедшем году совместно с китайскими партнерами было развернуто строительство крупнейшей газовой магистрали – «Сила Сибири», которая свяжет месторождения Якутии со странами АТР. Рассматриваем эти и другие крупные инициативы в качестве весомого вклада России в достижение ЦУР.

Г-н Председатель,

В заключение хотели бы выразить признательность Бюро ЭКОСОС, а также Департаменту по экономическим и социальным вопросам Секретариата ООН за их усилия по подготовке и проведению Форума, успех которого станет убедительным свидетельством востребованности ЭКОСОС как ключевого органа ООН для выработки коллективных подходов к решению насущных проблем в области устойчивого развития.

Благодарю Вас.