Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН Д.А.Полянского в Первом комитете 75-й сессии ГА ООН в ходе тематической дискуссии по разделу «Разоруженческий механизм»

Г-н Председатель,

Отводим ООН и её многостороннему разоруженческому механизму центральную роль в рассмотрении вопросов КВРН и международной безопасности, как это и задумывали отцы-основатели Организации 75 лет назад. Каждый из трех компонентов разоруженческой «триады» – Первый комитет ГА ООН, Комиссия ООН по разоружению (КОР), Конференция по разоружению – имеет принципиальное важное значение для международной дискуссии по этим темам. 

Сожалеем, что работа одной из главных опор разоруженческого механизма – КОР – уже два года фактически заблокирована. Причина этому – продолжение линии Вашингтона на политизацию деятельности разоруженческих площадок в Нью-Йорке и его попытки вместо разговора по существу грубыми процедурными рычагами надавить на неудобные для США делегации. 

Вот уже который год американские власти не выдают визы ведущим экспертам российской делегации, равно как делегациям целого ряда государств. Этим Вашингтон грубо нарушает свои обязательства по Соглашению 1947 года о штаб-квартире ООН, игнорирует ряд ключевых положений резолюции ГА ООН 74/195. Но это юридическая сторона вопроса, а с точки зрения политики это просто мелочная и несолидная игра, не достойная великой державы. Неужели приезд наших экспертов в ООН настолько пугает Вашингтон, что он готов год за годом публично терять лицо в Первом комитете, лишь бы не допустить этого? 

Призываем американских коллег вернуться в нормальное русло уважительного межгосударственного диалога и взаимодействия в соответствии с Уставом ООН и соглашением о приёме на территории США штаб-квартиры ООН. Ссылки на то, что эта тема должна рассматриваться исключительно в Комитете по сношениям со страной пребывания несостоятельны. Любую субстантивную дискуссию там США также торпедируют.

У США отсутствуют какие-либо основания и, тем более, юридические права блокировать участие представителей государств-членов ООН в мероприятиях на площадке Организации или решать за них, кто должен входить в состав или, тем более, возглавлять национальные делегации. Своими деструктивными действиями американцы подрывают авторитет Секретариата ООН и лично Генсекретаря Организации, обязанных обеспечивать решение всех оргвопросов для нормального функционирования органов ООН вне зависимости от страны проведения конкретного мероприятия.

Россия, как никто другой, заинтересована в восстановлении нормальной работы разоруженческого механизма ООН, руководствуясь именно этими соображениями, мы предложили Первому комитету рассмотреть наш проект решения «Сессия Комиссии по разоружению в 2021 году».

Хотели бы обратить внимание на его максимально конструктивный характер. Он направлен исключительно на запуск работы КОР и полностью основывается на консенсусном неконфронтационном языке прошлогоднего решения по КОР и консенсусной резолюции ГА 74/195. Наш документ практически полностью воспроизводит аналогичное решение ГА ООН прошлого года (авторы – Австралия и Венгрия). При этом, в отличие от нынешнего проекта Австралии, он отражает все содержательные положения, касающиеся перспектив работы Комиссии на предстоящий период.

Что касается дополнений к проекту, то они основаны исключительно на решениях ГА ООН, имеющих прямое отношение к работе КОР. Проблема обеспечения полноценного участия всех делегаций в работе Комиссии – более чем закономерный вопрос. И он касается не процедуры, а существа. До тех пор, пока он не будет решен, намерены ставить все организационные аспекты, включая «визовый», на доступных для нас уровнях как имеющие прямое отношение к работе КОР. Без этого никакие «технические» решения типа предлагаемых Австралией не имеют смысла. Это – наша принципиальная позиция.

Благодарю за внимание.