Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи в ходе видеоконференции Совета Безопасности ООН по вопросам выполнения резолюции СБ 2118

Уважаемая г-жа Председатель,

Мы благодарим г-жу Накамицу за ее брифинг. 

Уважаемые коллеги,

Нам есть что сказать по поводу темы сегодняшнего заседания. Прошу вас потерпеть, выслушать меня внимательно. Я думаю, вам будет интересно. 

Уже в ближайшее время мы с вами можем столкнуться с серьезной проблемой, рискующей не только поставить под угрозу взаимодействие Дамаска с ОЗХО, но и нанести еще больший ущерб авторитету Техсекретариата этой организации. Я имею в виду ситуацию с т.н. «первоначальным объявлением» Сирии. Давайте обратимся к фактам.

Сирия – добросовестный партнер в диалоге с ОЗХО и ООН, который, несмотря на беспрецедентное давление, старается делать максимум возможного, чтобы подтвердить свою приверженность КЗХО. Элементарный здравый смысл подсказывает, что Дамаск должен быть больше всех заинтересован закрыть вопросы применительно к своему «химдосье». Однако в реальности чем больше он идет навстречу, тем больше обвинений в свой адрес слышит. 

Члены Совета должны четко осознавать, что такая линия, нацеленная на «додавливание» Сирии, может вообще уничтожить у нее всякую мотивацию сотрудничать с ОЗХО. Эта страна живет под «дамокловым мечом» обвинений в нарушении КЗХО, на этот раз – в виде «незакрытых вопросов» по первоначальному объявлению. Наши западные коллеги пытаются воплотить его в виде карательного решения Конференции государств-участников (КГУ) ОЗХО о поражении САР в правах.

Позиция критиков Дамаска основана на заведомо невыполнимом ультиматуме Сирии в июльском (2020 г.) решении Исполсовета ОЗХО – дозаявить отсутствующее у нее химоружие, которое якобы использовалось в Аль-Латамне в марте 2017 г. Свою подробную критику доклада Группы по расследованию и идентификации (ГРИ) по этому инциденту мы уже неоднократно высказывали, не говоря уже о нелегитимном характере самой ГРИ, создание которой было «продавлено» в Исполсовете. Но я сейчас хочу подсветить некоторые другие факты, о которых наши западные коллеги предпочитают умалчивать. 

Во-первых, авиабаза Шайрат была изначально заявлена САР как один из объектов по производству химоружия (ОПХО), и ее неоднократно посещали инспектора ОЗХО. Организация подтвердила, что этот объект был уничтожен в соответствии с положениями КЗХО задолго до событий 2017 г. 

Во-вторых, сразу же после бомбардировки этой авиабиазы западными ВВС под предлогом, что она продолжает использоваться как ОПХО, Дамаск 11 апреля 2017 г. запросил ОЗХО направить экспертов для проведения инспекций на месте без каких-либо ограничений по срокам и гарантировал им полный доступ, в том числе для сбора образцов. Предыдущее руководство ТС этот запрос проигнорировало. 

Наконец, западные делегации заблокировали в Исполсовете ОЗХО наше предложение формально уполномочить Гендиректора на проведение инспекций в Шайрате. Понятно, почему – чтобы воспрепятствовать любому серьезному расследованию в контексте обвинений, которые они выдвигали тогда против сирийского руководства.  

Если бы эта инспекция на авиабазе Шайрат тогда, «по горячим следам», состоялась, она могли дать исчерпывающий ответ на все вопросы. ГРИ же не только не изучила эти обстоятельства, но и вообще не упомянула их в своем докладе, зато с готовностью приняла все свидетельства из ангажированных т.н. открытых источников, подставных «свидетелей» и НПО с весьма сомнительной репутацией. 

В отличие от наших коллег из западных стран, мы свои выводы никому не навязываем и лишь призываем к объективному и подлинно профессиональному расследованию и откровенному диалогу между СБ ООН и ОЗХО. 

Именно поэтому мы несколько месяцев добивались приглашения на дискуссию СБ по сирийскому «химдосье» нынешнего Гендиректора ОЗХО Фернандо Ариаса. Когда, наконец, в декабре прошлого года он выступил в качестве докладчика, мы не услышали ответов ни на один из поставленных нами вопросов о многочисленных нестыковках и нарушениях в работе ТС ОЗХО применительно к сирийскому «химдосье». Но проблема не исчезнет, если просто закрыть глаза и сделать вид, что ее нет. Мы рассчитываем, что г-н Ариас все же найдет возможность публично ответить на наши вопросы. Их список у членов Совета есть. 

Сегодня наши западные коллеги предсказуемо будут вновь ссылаться на очередной ежемесячный доклад Гендиректора ОЗХО (S/2021/84), особенно на пассажи по первоначальному объявлению (ПО), в подкрепление своих выводов, что САР умышленно нарушает свои обязательства по КЗХО, причем делает это чуть ли не со дня присоединения к ней. Снова нас будут пугать «немыслимой» цифрой в 19 незакрытых вопросов по ПО, представлять дело так, как будто это целиком вина Дамаска и т д. 

Но это чистой воды лукавство и смещение акцентов. Я призываю Совет, и прежде всего его новых членов, которые имеют возможность составить свое собственное, независимое впечатление о происходящем, посмотреть через объективную призму. Факты говорят о том, что Сирия даже в условиях исключительно сложной внутренней военно-политической и эпидемиологической обстановки не уклоняется от сотрудничества с ОЗХО, добросовестно принимает у себя все инспекционные миссии, представляет материалы, да и вообще всячески демонстрирует готовность к диалогу. И даже нынешний доклад Гендиректора ОЗХО, который явно нельзя назвать просирийским, это подтверждает. 

8–13 ноября 2020 г. состоялся седьмой раунд инспекций Техсекретариата (ТС) ОЗХО в Барзе и Джамрае, это отмечено в докладе. К сожалению, не указано при этом, что сирийская сторона опять же проявила максимально высокую степень открытости и готовности сотрудничать. 

По первоначальному объявлению Гендиректор ОЗХО подтверждает, что осенью 2020 года состоялся 23-й раунд консультаций между Миссией по оценке первоначального объявления САР (МООС) и сирийской стороной, в ходе которого удалось снять три незакрытых вопроса. Разве это не объективный прогресс на этом направлении? Почему о нем говорится исключительно в негативном ключе?

Кроме того, в декабре прошлого года САР представила очередной доклад Гендиректору ОЗХО о своих шагах по реализации резолюции 2118, в котором сирийский национальный орган по вопросам ОЗХО подтвердил готовность продолжить консультации и технические встречи с ТС Организации с тем, чтобы закрыть все остающиеся вопросы.

Почему об этих позитивных сдвигах наши западные коллеги никогда ничего не говорят, умышленно смещая акцент в сторону того, что еще не закрыто? 

Я хочу обратить внимание, что как бы предвзято ни вел себя ТС ОЗХО, сколько бы фактов про антисирийские подтасовки и манипуляции со стороны его руководства ни всплывало, Сирия продолжает держать дверь открытой. Разве Дамаск стал бы это делать, будь у него что-либо, что нужно скрывать? 

Мы часто здесь слышим настоятельные призывы к Сирии «сотрудничать еще больше», и в ответ хочется спросить – а как это, еще больше? Такое ощущение, что единственное, что может удовлетворить эти требования – это «явка с повинной» САР и публичное признание во всех смертных грехах. 

Дамаск делает все возможное, чтобы подтвердить свою приверженность КЗХО. Однако, как явственно свидетельствует пример иракского «химдосье», если определенным странам необходимо поддерживать против него политическое давление - всегда найдутся «непроясненные вопросы».

Нью-йоркская площадка не является профильной для обсуждения проблематики ПО как такового, это прерогатива Гааги, где для этого есть необходимая техническая экспертиза (в отличие, например, от Секретариата ООН – поэтому для нас по-прежнему неясно, почему Секретариат позволяет себе такую свободу комментариев и выводов по этой теме). Однако коль скоро коллеги так активно эту тему поднимают, отмечу, что ПО касается лишь военно-химической деятельности Сирии до ее присоединения к КЗХО. Следовательно, и все вопросы по нему носят сугубо исторический характер. И уж тем более они не могут трактоваться как некие «свидетельства» того, что сирийцы что-то припрятали.

Кроме того, как мы узнали от бывшего инспектора ОЗХО Я.Хендерсона в ходе встречи членов СБ по «формуле Арриа» 28 сентября прошлого года, руководство Техсекретариата дает МООС прямое указание держать их открытыми. При таком подходе, как бы ни оправдывались сирийцы, закрыть эту часть досье им все равно не дадут. Кроме того, по оценке этого же эксперта, на начальном этапе присоединения к КЗХО у многих государств-обладателей, подававших свои объявления в тот период, были схожие проблемы. Но для них они трактовались как «незначительные недочеты», не мешающие подтвердить целостность объявления. 

По сложившейся в ОЗХО практике, первоначальная декларация – динамичный инструмент. «Дообъявление» тех или иных запасов происходит постоянно и не является чем-то экстраординарным. Западные страны, включая США, Канаду, Бельгию, Францию, ФРГ регулярно вносят обновления в свою декларацию, из-за чего их объявленные запасы хоть немного, но постоянно растут. 

Хотел бы также вновь напомнить о сюжете с Ливией, в которой в 2012 г. было найдено порядка 500 незаявленных боеприпасов, и Ираком, первоначальную декларацию которого вообще никто не подтверждал, а сделана она была только на основании имеющихся ооновских документов. Однако в этих случаях ТС ОЗХО погрешности с ПО почему-то «спустил на тормозах». 

Все факты говорят о том, что сирийское ПО – это не какой-то исключительный случай, а ажиотаж вокруг него нагнетается западными делегациями искусственно. 

Мы неоднократно призывали руководство ОЗХО разъяснить, почему ТС откровенно прибегает к практике двойных стандартов и «прощает» незначительные огрехи в ПО одним странам, в то же время нагнетая обвинения в адрес других. Ответа мы так и не услышали. Вместо этого видим очередные голословные обвинения, что сирийские власти якобы «недостаточно активно сотрудничают» с ОЗХО в разрешении этой проблемы.

В то же время в отношении оппозиции, очевидно, действует «презумпция невиновности» - многочисленными доказательствами использования химоружия негосударственными структурами на территории Сирии, в т.ч. террористическими группировками, что ТС ОЗХО, что Секретариат ООН пренебрегают. С 2013 г. САР направила более 200 писем в Секретариат ООН, в которых информировала о действиях террористов по подготовке к осуществлению актов химического терроризма. Практически каждый месяц сирийская сторона представляет информацию о готовящихся провокациях с применением химоружия террористами. Не видим, чтобы это нашло хоть какое-то отражение в документах ОЗХО.

Я бы хотел подчеркнуть, что Россия, как и любое другое ответственное государство-член ОЗХО, категорически осуждает применение химоружия кем-либо где бы то ни было, в каких бы то ни было целях. Мы всемерно привержены целям укрепления режима нераспространения ОМУ. Но нельзя превращать разговор по этому сюжету в инструмент «наказания неугодных». Таким попыткам мы будем активно противостоять.

Уважаемая г-жа Председатель, 

Уважаемые коллеги,

В заключение призываю вас задуматься – если лишить Сирию права вообще участвовать в принятии решений в Организации, какой смысл Дамаску продолжать с ней взаимодействовать? В чем в конце концов ваша и наша задача: «растоптать» Сирию, как это сделали с Ираком под надуманными предлогами, или же добиться того, чтобы на сирийской земле не было никакого химоружия?

Надеемся, что государства-члены критически подойдут к происходящему и не станут участвовать в постановке с антисирийским проектом решения на апрельской сессии КГУ, которая создает реальную угрозу подрыва авторитета ОЗХО, а вместе с ней и СБ ООН, ответственного за выполнение резолюции 2118.

Благодарю Вас.