Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании СБ ООН по предотвращению конфликтов и посредничеству

Г-н Министр,

Приветствуем Вас в кресле Председателя Совета Безопасности и благодарим за организацию сегодняшнего мероприятия. Посредничество и предотвращение конфликтов, угрожающих международному миру и безопасности, действительно одни из наиболее актуальных задач ООН и мировой политики в целом.

Признательны Генеральному секретарю ООН Антониу Гутеррешу, а также председателю и вице-председателю «Группы старейшин» г-же Мэри Робинсон и г-ну Пан Ги Муну за представленные доклады.

Важность укрепления потенциала ООН в предотвращении конфликтов не вызывает сомнений. Устав ООН и решения государств-членов предоставляют для этого все необходимые инструменты. Это прежде всего Главы I и VI Устава, а также решения государств-членов Организации, в частности, резолюция Совета 2171, которая закрепила основополагающие принципы международного содействия в этой сфере.

За последние годы Секретариатом ООН, Советом Безопасности, а также некоторыми региональными и субрегиональными объединениями проведена значительная работа по анализу причин кризисов и способов их предотвращения. Несмотря на это, универсального и исчерпывающего перечня «индикаторов» конфликтов не существует. И это не удивительно, ведь опыт и практика Совета Безопасности свидетельствуют, что у каждой ситуации свой уникальный набор факторов, влияющих на ее развитие. А значит, и универсальных рецептов разрешения проблем существовать просто не может. Для каждой ситуации необходим деликатный, сбалансированный и беспристрастный подход, терпеливый поиск решения. Именно поэтому никакие шаблоны здесь неприменимы.

При этом убеждены в том, что любое международное содействие может оказываться лишь с согласия сторон спора. Оно должно быть беспристрастным, не содержать предварительных условий. Недопустимы также «двойные стандарты» или завуалированная политическая игра, направленная на свержение законной власти. К сожалению, подобные ситуации нередки и в наше время. Это объективно усиливает подозрительность государств в отношении посредничества. Достаточно вспомнить примеры Ирака, Ливии и Сирии. С последствиями этих кризисов, ставших результатом беспардонного внешнего вторжения, международное сообщество разбирается до сих пор.

Но некоторых история ничему не учит. Сегодня тот же самый подход применяется к Венесуэле, где острая фаза кризиса началась именно в результате санкционного давления извне и прямого внешнего вмешательства. Неудивительно, что сегодня наиболее успешные посреднические усилия осуществляются по линии государств, у которых хватило ума не вставать на чью-либо сторону во внутривенесуэльском противостоянии.

Г-н Председатель,

Успех в предотвращении и урегулировании кризисных ситуаций достижим только через кропотливый коллективный поиск политико-дипломатических решений, на основе инклюзивного прямого диалога вовлеченных сторон.

У ООН как наиболее авторитетной и представительной организации есть все возможности для того, чтобы выполнять центральную роль в международных посреднических усилиях. Свою востребованность продолжают доказывать миссии «добрых услуг» Генсекретаря ООН и его спецпосланников. При этом считаем важным, чтобы подбор ооновских посредников осуществлялся на основе объективных критериев и при соблюдении регионального баланса.

Важно также использовать потенциал региональных и субрегиональных организаций в соответствии с главой VIII Устава. Глубокое знание региональными посредниками нюансов конфликтов способствует более точному пониманию ситуации, а следовательно, позволяет выдвигать объективные и реалистичные предложения по сближению позиций сторон.

В частности, мы с удовлетворением отмечаем, что африканские страны активно берут на себя инициативу по решению проблем континента. Руководству Афросоюза действительно есть чем гордиться. В данном контексте хотели бы выделить действия панафриканской организации на центральноафриканском и южносуданском треках. Хотя, безусловно, впереди еще много работы.

Позитивно оцениваем деятельность регионального центра ООН в Центральной Азии, основанную на принципах нейтральности, объективности и сотрудничества с правительствами государств Центральной Азии и нацеленную на взаимодействие с региональными интеграционными объединениями, такими как, ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС.

Видим хорошие возможности для развития партнерских отношений ООН с этими организациями, которые наращивают свой политический авторитет и вклад в укрепление региональной и международной безопасности.

Мы готовы совместными усилиями развивать и превентивную дипломатию. При этом считаем, что превенция не должна восприниматься как панацея от всех бед и не может становиться прикрытием для вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Их согласие на вовлеченность такого рода со стороны ООН – ключевой для нас критерий.

Г-н Председатель,

В заключение хотел бы подчеркнуть, что многих проблем в мире сегодня можно было бы избежать, если бы некоторые наши коллеги по СБ вместо менторства, задействования санкционного инструментария и односторонних мер экономического принуждения ставили бы «во главу угла» интересы тех государств, которым они на словах хотят помочь. Подобные односторонние подходы, основанные на слепой вере в собственную исключительность и правоту, нежелание слушать мнение других не только не позволяют добиваться согласованных коллективных подходов Совета Безопасности, но и наносят существенный урон авторитету ООН. Если мы сможем справиться с подобной ошибочной и недальновидной линией поведения, возможности нашей Организации в вопросах предотвращения конфликтов и посредничества существенно возрастут.

Благодарю за внимание.