Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации М.И.Шабалтаса по пункту повестки дня Генеральной Ассамблеи ООН «Глобальная контртеррористическая стратегия»

Г-н Председатель,

Российская Федерация выступает за сбалансированный и комплексный подход в противодействии терроризму, который по нашему мнению, должен быть отражен и в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по обзору выполнения Глобальной контртеррористической стратегии (ГКС). Перед лицом глобальной террористической угрозы считаем необходимым сплотиться в рамках подлинного «единого фронта» государств - широкой  и стопроцентной антитеррористической коалиции.

Твердо убеждены, что императив в борьбе с терроризмом должен заключаться в строгом соблюдении государствами соответствующих принципов и норм международного права, включая Устав ООН. Односторонние подходы и действия в обход ООН, в т.ч. на антитеррористическом треке - нелегитимны, контрпродуктивны, ослабляют Всемирную организацию.

Приветствуем создание Управления ООН по контртерроризму. Связываем с ним большие ожидания в плане повышения эффективности профильного многостороннего сотрудничества, улучшения координации многочисленных структур бывшей Целевой группы по имплементации ГКС.

Г-н Председатель,

Выступаем за купирование любых форм поддержки террористов, включая материально-техническую (посредством незаконных поставок оружия, доходов от незаконного оборота наркотиков, торговли людьми, контрабанды культурными ценностями), людскую (путем рекрутирования новых адептов), а также идеологическую (за счет распространения радикальных идей с использованием современных информационно-коммуникационных технологий). Приветствуем включение в документ призыва к государствам сотрудничать в контексте выполнения резолюции СБ ООН 2354 и «Всеобъемлющих международных рамок» по борьбе с пропагандой терроризма.

В то же время с сожалением отмечаем поддерживаемый рядом государств уклон в сторону спорных концепций, а именно: повышенное внимание к противодействию насильственному экстремизму (ПНЭ) и роли гендерного фактора в обеспечении прав человека при планировании и реализации мер по борьбе с терроризмом. Считаем, что этот подход ведет к размыванию полноценного антитеррористического сотрудничества, смещению акцента с проблемы жесткого отпора террористам на позиционирование террористов в качестве жертв, «страдающих» от недемократических режимов и нуждающихся в помощи извне, что, в свою очередь, влечет к неоправданной переквалификации преступников в «повстанцев» и «борцов с тиранией».

Сбалансированный подход необходим в вопросе, касающемся социальной адаптации и реинтеграции террористов. Считаем, что указанные меры должны осуществляться в тесной привязке к их уголовному преследованию, обеспечению принципа неотвратимости наказания.

Г-н Председатель,

Перед мировым сообществом остро стоит проблема иностранных террористов-боевиков (ИТБ), которые после военного поражения ИГИЛ возвращаются в страны происхождения или проживания либо перемещаются в третьи страны. Вынуждены отметить, что тенденции и динамика в этой сфере тревожные: часть ИТБ «растворилась» и исчезли из поля зрения правоохранителей, «возвращенцы» становятся автономными боевыми и идеологическими ячейками международных терорганизаций. Механизмы выявления, обмена информацией, пограничной безопасности и судебного преследования не адаптированы или дают сбои. Считаем, что тесный обмен опытом, включающий механизм уведомлений иностранных партнеров о задержанных ИТБ, является одним из наиболее эффективных инструментов в противодействии данному феномену.

Россия подтверждает готовность к более плотному международному сотрудничеству в деле перекрытия каналов проникновения возвращающихся ИТБ в третьи страны. Готовы энергично и системно, подробно делиться своими контртеррористическими наработками в двустороннем плане и по линии ООН и других международных организаций.

Благодарю, Г-н Председатель.