Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации С.А.Леонидченко на заседании Комитета по сношениям со страной пребывания

Г-н Помощник Генерального Секретаря,

Г-н Председатель,

Наш Комитет проводит сегодня первое в 2023 году заседание. Самое время посмотреть, как реализуются его рекомендации, заложенные в принятую консенсусом резолюцию Генеральной ассамблеи 77/114.

В ней, напомним, вновь была констатирована серьезная озабоченность по поводу ненадлежащего исполнения США своих обязательств как страны пребывания штаб-квартиры ООН.

В этой связи Генеральная Ассамблея в очередной раз предписала Генсекретарю «безотлагательно и самым серьезным образом рассмотреть и принять любые соответствующие меры, предусмотренные разделом 21 Соглашения о Центральных учреждениях» и активизировать усилия по решению неурегулированных вопросов, если в «разумные и ограниченные сроки» Вашингтон не выправит ситуацию.

Хотели бы узнать у представителя Управления по правовым вопросам, что означает фраза про «разумные и ограниченные сроки»? Эта фраза была одобрена Комитетом в 2019 году. Является ли 3,5 года разумным сроком для выправления ситуации? Убеждены, что все сроки, а уж тем более «разумные», для устранения США последствий нарушений собственных международно-правовых обязательств давно прошли. При этом из года в год мы не только не наблюдаем никаких подвижек в решении массива проблем, искусственно созданных страной пребывания для функционирования постпредств группы государств, обозначенных Вашингтоном в качестве «неугодных» для себя, а наоборот эти нарушения множатся и усугубляются.

В нашем случае Вашингтон не стесняется ставить выполнение Соглашения о Центральных учреждениях в зависимость от характера двусторонних отношений с Россией. И это при том, что подобная увязка Соглашением прямо запрещена.

Сегодня мы вновь дадим подробное и актуализированное описание серьезных нарушений Соглашения, с которыми продолжает сталкиваться наше Постпредство. Сожалеем, что Генеральный секретарь вновь не присутствует на заседании Комитета. Ему бы также было полезным получить исчерпывающую информацию «из первых» рук.

Ситуация с визами деградирует. Уже почти полгода ожидает получения визы дипломат, который должен прибыть в Нью-Йорк для работы по линии Третьего комитета ГА ООН – Виктория Мазаева. Постпредство вынуждено работать в этом Комитете не в полную силу.

В целом теперь уже 37 сотрудников российского Постпредства и 49 членов их семей ожидают продления виз. Средний срок ожидания продолжает расти и составляет почти 5 месяцев. Де-факто такие сотрудники лишены возможности выезжать на Родину даже по серьезным гуманитарным обстоятельствам. К слову, их близкие родственники также не могут к ним приехать, поскольку американская сторона не выдает им виз.

Не выправляется ситуация с визовой дискриминацией граждан Российской Федерации, прошедших конкурс на замещение вакансий в Секретариате ООН или уже работающих в нем. Есть особо вопиющие случаи, когда руководители подразделений Секретариата годами не могут получить визу, все это время не имея возможности полноценно выполнять свои обязанности. Напомним, что на работу их берет Всемирная организация, а не Государственный департамент. Вместе с тем, почему-то, США сочли себя вправе единолично решать, кто будет работать в Секретариате ООН, а кто нет. Возникает вопрос, когда Генеральный секретарь защитит права хотя бы собственных сотрудников и Организации как таковой, которая имеет право отбирать сотрудников без вмешательства страны пребывания.

Уже более двух лет не может вернуться в Нью-Йорк российский сотрудник КТИД Андрей Коваленко. Год и четыре месяца ждет американской визы сотрудник ДЭСВ Олег Шаманов.

По визам для российских делегатов из столицы статистика не лучше. С января 2023 года не было ни одного мероприятия по линии ООН в Нью-Йорке, которое состоялось бы без визовых проблем.

Так, по причине невыдачи виз российские делегации либо полностью отсутствовали, либо оказались недоукомплектованы на следующих заседаниях:

  • Рабочей группе по принадлежащему контингентам имуществу;
  • 57-й сессии Комиссии по границам континентального шельфа;
  • Конференции ЮНИДИР по киберстабильности;
  • 4-й сессии Рабочей группы открытого состава по вопросам безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий и самих информационно-коммуникационных технологий 2021-2025;
  • второй рабочей группе ЮНСИТРАЛ.

Есть и вопиющие случаи. Заместителю Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.В.Вовченко, планировавшему принять участие в работе 61-й сессии Комиссии социального развития ООН, было отказано в визе. В прошлом году произошел беспрецедентный случай существенной задержки в выдаче визы Министру иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврову и невыдачи визы Министру внутренних дел Российской Федерации В.А.Колокольцеву.

Выдача виз на мероприятия по линии ООН – обязанность США по Соглашению о Центральных учреждениях. Вашингтон под ней подписался и значит должен соблюдать. Все остальное – пустые отговорки, призванные прикрыть истинное положение вещей: демонстративное злоупотребление США положением государства-пребывания Всемирной организации. Вашингтон, поправ прямой запрет в Соглашении ссылаться на двустороннюю повестку, фактически пытается узурпировать право решать, кто будет представлять ту или иную делегацию в ООН. Все это при бездействии Генсекретаря.

Вопиющей является ситуация с незаконным захватом у Постпредства России части служебных помещений на Лонг Айленде. Остается изъятой, вернее сказать украденной, дипломатическая собственность, за которой властями США десятилетиями признавались привилегии и иммунитеты.

Г-н Председатель,

Как Вы знаете, в декабре прошлого года вопреки позиции этого Комитета, в своих рекомендациях «самым настоятельным образом призвавшего страну пребывания отменить все остающиеся ограничения на передвижение», а также в нарушение применимых норм дипломатического права США ввели новые ограничения на свободу передвижения сотрудников Постпредства и служащих Секретариата ООН из числа российских граждан. Уведомительный порядок поездок за пределы т.н. «25-мильной зоны» был произвольно изменен на разрешительный. Более того, с декабря прошлого года абсолютно всем нашим сотрудникам отказывают в любых поездках за пределы этой зоны без объяснения причин. Фактически это уже  не разрешительный, а запретительный порядок. В целом ограничения на передвижение применяются США к представительствам не всех, а лишь некоторых государств. Налицо вопиющая дискриминация.

Мы не услышали никакой реакции Генерального Секретаря или Юридического Советника ООН в ответ на эту новую запретительную меру и мы ожидаем, что Генеральный Секретарь и его Юридический Советник заявят свою позицию в отношении этого произвола со стороны страны пребывания и предпримут эффективные меры для отмены этого решения.

Г-н Председатель,

Из приведенных данных совершенно очевидно, что никакого прогресса в решении наших проблем нет. Напротив, ситуация существенно ухудшается. Все это самым негативным образом сказывается на способности нашего Постпредства эффективно выполнять свои функции по обеспечению полноценного участия России в работе ООН.

Вынуждены отметить, что все это не лучшим образом сказывается на авторитете нашего Комитета. Раз за разом мы собираемся, чтобы заслушать подробные отчеты пострадавших стран о допущенных Вашингтоном нарушениях, потом выслушиваем дежурные заверения самих США о неукоснительной приверженности Соглашению о Центральных учреждениях ООН, а также якобы достигнутом «значительном прогрессе». По итогам работы принимаем рекомендации, которые раз за разом нарушаются.

В этой связи мы ожидаем немедленного задействования механизма, специально предусмотренного для подобных ситуаций в разделе 21 Соглашения о Центральных учреждениях– арбитраж ООН-США.

Благодарю за внимание.