Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи в ходе заседания СБ ООН по Колумбии

Г-н Председатель,

Благодарим главу Контрольной миссии ООН в Колумбии Карлоса Руиза Массьё за представление доклада о ситуации в стране. Рады также приветствовать г-жу Клаудию Блум, министра иностранных дел Колумбии, на этом заседании.

Документ адекватно отражает картину происходящего в стране. И  это внушает серьезную озабоченность, поскольку налицо пробелы в реализации правительством обязательств по Итоговому соглашению о мире.

Этот исторический документ, поддержанный Генсекретарем и Советом Безопасности ООН, сам по себе является «дорожной картой» урегулирования, а значит, должен неукоснительно исполняться. Однако представленные в докладе пять рекомендаций касаются практически всех аспектов мирного процесса, а это значит, что по всем направлениям достигнут недостаточный прогресс.

Такой вывод подтверждает общественное недовольство, которое уже несколько месяцев как выплеснулось на улицы. Тысячи представителей коренного населения и участников мирного процесса прошли маршами в поисках защиты правительства, поскольку именно оно несет главную ответственность за безопасность населения.

По данным авторитетной НПО «Индепас» против участников мирного процесса развязана систематическая кампания по запугиванию и уничтожению. Не менее удручающее положение у гражданских активистов и общественных лидеров. В результате, часть населения вновь берется за оружие. Неслучайно доклад все тревожнее говорит о тех, кто возвращается в ряды незаконных вооруженных формирований.

Срочный прогресс необходим и по другим приоритетным направлениям: комплексной аграрной реформе, электоральным преобразованиям, политической и социальной реинтеграции участников мирного процесса, решению наркопроблемы. Данные за 2020 год говорят о сохранении на прежнем уровне объемов наркопроизводства, то есть прогресс, по сути, нулевой. Сохраняется недофинансирование ведомств, ответственных за осуществление мирного процесса, в том числе Специального суда переходного периода.

Особую тревогу вызывают оценки о низкой эффективности Комиссии по мониторингу и верификации Итогового соглашения – CSIVI. Ее заседания нередко игнорируются правительством. Между тем этот орган имеет ключевое значение, поскольку является площадкой для прямого диалога колумбийских сторон. А члены Совета знают по Сирии, Украине и Венесуэле, что прямой диалог сторон – неотъемлемая часть любого устойчивого урегулирования.

На фоне пробуксовок в реализации Итогового соглашения вызывают тревогу сообщения об интерпретации и подмене положений этого документа программой «мир на основе законности» – Peace with Legality. Реализация программ на местах иногда напоминает попытки ревизии Итогового соглашения.

Все это отдаляет Колумбию от стратегической задачи выхода на устойчивое национальное примирение. Рассчитываем, что Богота конструктивно воспримет критику доклада и энергично приступит к решению миростроительных задач.

Теперь хотел бы остановиться на некоторых других моментах, касающихся доклада.

Во-первых, мы хотели бы в нем видеть динамику численности незаконных вооруженных формирований: диссидентов «Революционных вооруженных сил» и членов «Армии национального освобождения». Эти цифры могут быть индикатором общественного доверия усилиям правительства.

Во-вторых, удивлены наличием в докладе отдельной статистики по представителям ЛГБТ-сообщества. Эта группа не является особо уязвимой и подобная конкретика не несет добавленной стоимости. А вот чего в докладе не хватает, так это информации о социальном обеспечении и безопасности семей с детьми, где кормилец стал жертвой конфликта или нападения. Неполные семьи действительно особо уязвимая группа в постконфликтной ситуации.

И, в-третьих, считаем недостаточной информацию о преодолении разногласий между правительством и «Армией национального освобождения». Устойчивый мир в Колумбии невозможен без участия всех ключевых игроков.

 Россия готова и впредь оказывать поддержку колумбийскому мирному процессу для придания ему устойчивого и необратимого характера.

Г-н Председатель,

В заключение хочу затронуть важный региональный аспект. Точнее – глобальную проблему.

Буквально недавно Россия хотела оказать гуманитарную финансовую помощь странам, пострадавшим от ураганов «Эта» и «Йота» для закупки фильтров очистки воды и предотвращения заболеваний. Но посредник транзакции американский «Ситибанк» отказал в переводе средств Центральноамериканскому парламенту.

После двух недель расспросов про источник средств, которым был МИД России. «Ситибанк» просто вернул средства, и мы до сих пор не получили ни от него, ни от Госдепартамента США внятных объяснений причин отказа. Нанесен ущерб простым людям, ожидавшим срочную гуманитарную помощь. 

Это лишь единичный пример губительного воздействия незаконных ограничительных мер на гуманитарное сотрудничество.

Сообщаю это для тех коллег, которые, оправдывая свою недобросовестную политику, твердят, что их санкции – точечные и не затрагивают гуманитарные вопросы. Пандемия и природные катаклизмы расставляют всё по местам и доказывают, что ограничительные меры стали серьезным вызовом устойчивому восстановлению государств. Этот вопрос заслуживает самого пристального внимания и реакции международного сообщества.

Благодарю Вас.