Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на видеоконференции членов СБ ООН о работе Контрольной миссии ООН в Колумбии

Г-н Председатель,

Благодарим главу Контрольной миссии ООН в Колумбии Карлоса Руиза Массьё за представление доклада о ситуации в стране. Приветствуем Министра иностранных дел Колумбии г-жу Клаудию Блум. 

Документ, к сожалению, подтверждает оценки о недостаточности прогресса в реализации ключевых положений Итогового соглашения о мире (ИСМ), за реализацией которого Миссия ООН наблюдает согласно мандату Совета Безопасности. Это внушает растущую озабоченность, особенно в контексте приближающегося нового электорального цикла.

Напомню, что Итоговое соглашение, положившее конец полувековому внутреннему вооруженному конфликту, получило широкую международную поддержку именно потому что стало результатом сложного прямого диалога и конкретных договоренностей колумбийских сторон, за исполнением которых призвана следить Миссия ООН.

Этот исторический документ не следует воспринимать как некую одностороннюю декларацию о намерениях, а значит, его реализация должна сопровождаться непрерывным диалогом подписавших его сторон.

В этом контексте приветствуем состоявшуюся 10 марта встречу президента И.Дуке и лидера партии «Comunes» Р.Лондоньо, а также решение о продлении мандата трехсторонней Комиссии по продвижению и верификации исполнения ИСМ – CSIVI. Призываем колумбийские стороны продолжать регулярные контакты на всех уровнях, с тем, чтобы обеспечить полную прозрачность предпринимаемых шагов и их соответствие «духу и букве» Итогового соглашения. Односторонние, несогласованные шаги не способны продвинуть мирный процесс.

Это касается всего перечня из пяти обозначенных Генсекретарем приоритетных направлений работы, которые затрагивают практически все аспекты урегулирования. Согласны с докладом в том, что по пяти указанным приоритетам прогресс недостаточный. Рассчитываем, что Богота приложит дополнительные усилия для выправления ситуации в рамках реализации своих обязательств по Итоговому Соглашению.

Наиболее остро стоит вопрос об обеспечении безопасности гражданского населения, включая участников мирного процесса, членов их семей и представителей гражданского общества. С сожалением отмечаем не только продолжающиеся убийства, отсутствие прогресса в их расследовании, но и ухудшение криминогенной обстановки в районах, где до этого наблюдалось улучшение ситуации.

Угрозы безопасности столь высоки, что, согласно докладу, только в январе-феврале текущего года, они стали причиной появления 13,5 тысяч внутренне-перемещенных лиц. А это столько же, сколько всех зарегистрированных участников мирного процесса.

Члены Совета регулярно получают информацию о реализации правительством программ, которые не предусмотрены Итоговым соглашением. В то же время прогресс в выполнении непосредственно Итогового соглашения о мире по-прежнему идет крайне медленно. Это касается комплексной аграрной реформы, распределения земель, программ добровольного наркозамещения и работы национального реинтеграционного совета и т.д..

Исходим из того, что первостепенной задачей правительства и всего колумбийского общества должно стать именно выполнение положений ИСМ. Без этого перспективы устойчивого мира в Колумбии продолжают отодвигаться.

Теперь что касается непосредственно доклада и работы Контрольной миссии  ООН.

Известно, что из-за нерешенных проблем в области безопасности люди вынуждены вновь браться за оружие. Поэтому считаем важным отражать в докладе динамику численности так называемых диссидентов. Эти цифры могут быть индикатором эффективности мирного процесса.

Вновь с недоумением восприняли упоминание в докладе вызовов, с которыми сталкиваются представители ЛГБТ-сообщества. Нам не ясно, какое отношение это имеет к мирному процессу и преодолению последствий внутреннего вооруженного конфликта. Совету было бы намного полезнее знать, как, например, обстоят дела с социальным обеспечением и безопасностью семей с детьми, где кормилец стал жертвой конфликта или нападения. Неполные семьи –действительно особо уязвимая группа в постконфликтной ситуации.

Кроме того, считаем недостаточной информацию о преодолении разногласий между правительством и «Армией национального освобождения» в отношении возобновления прямого диалога без предварительных условий. Устойчивый мир в Колумбии невозможен без участия всех ключевых игроков.

Что касается расширения мандата Миссии на наблюдение за исполнением отдельных постановлений Специального суда переходного периода, то мы приняли к сведению информацию, предоставленную в письме Генсекретаря от 25 февраля. Совет также уже неоднократно обсуждал этот вопрос. Исходим из того, что общее понимание о необходимости такого шага назрело, тем более с учетом прямого обращения колумбийских сторон.

Г-Председатель, 

В завершение вынужден констатировать: доклад Генсекретаря подтверждает, что о необратимости мирного процесса в Колумбии говорить преждевременно. Условный мир в стране крайне хрупок, а число факторов, негативно влияющих на перспективы мирного процесса, к сожалению, только возрастает. Именно поэтому усилия Генсекретаря ООН, Совета Безопасности и государств-гарантов мирного процесса в Колумбии направлены на содействие последовательной имплементации миростроительных задач, зафиксированных в Итоговом соглашении о мире.

Поддержка этого исторического соглашения со стороны международного сообщества является своего рода кредитом доверия колумбийцам, выданным в расчете на то, что положения документа будут неукоснительно исполняться.
Россия в качестве постоянного члена Совета и впредь готова оказывать поддержку колумбийскому мирному процессу для придания ему устойчивого и необратимого характера.

Благодарю Вас.