Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя России при ОЗХО А.В.Шульгина по итогам встречи членов СБ ООН по «формуле Арриа»

В ходе сегодняшнего заседания некоторые коллеги обвинили нас в дезинформации. Это голословное обвинение. В отличие от наших коллег мы оперируем фактами. Я отметил, что уважаемый представитель Соединенных Штатов Америки заявила о том, будто бы Россия и Сирия делали все возможное для того, чтобы затянуть начало расследования по инциденту в Думе. Наш уважаемый председательствующий уже объяснил, что это не правда. Я к этому добавлю, что наши сирийские коллеги 10 апреля направили запрос в Техсекретариат с просьбой немедленно направить миссию для проверки обстоятельств случившегося. Я каждый день в эти дни находился в контакте с генеральным директором, тогдашним директором А.Узюмджю. Настаивал, чтобы эксперты выехали как можно быстрее. 12 апреля (записывайте, пожалуйста) Генеральный директор А.Узюмджю издал релиз, известивший всех, что в субботу, 14 апреля, группа инспекторов ОЗХО приезжает в Сирию. Тем не менее в ночь с 13 на 14 нанесли удар США, Великобритания и Франция за несколько часов. Спрашивается: является ли это свидетельством высокого уважения этих стран к Организации по запрещению химического оружия? Они здесь все подчеркивали, как они высоко ценят ОЗХО. Вот в свете этого примера, я думаю, мягко выражаясь, они не очень уважают ОЗХО. Должен разочаровать нашего уважаемого посла Германии. Он уже ушел.

Я вовсе не делаю комплименты «Белым каскам» по поводу их оказания медицинской помощи. «Добрые самаритяне» – ничего подобного. Я предлагаю тем, кто сидит из германского представительства, пусть посоветуют ему посмотреть пресс-конференцию, которая была в июле или в апреле 2018 года. Там маленький мальчик Хасан все рассказывал, как эти «Белые каски» затянули его в госпиталь, пообещав печенье. О каком мы вообще говорим благородстве со стороны провокаторов из «Белых касок»?

Теперь по поводу фотографий. Здесь, в ООН, Н.Хейли ходила по залу заседания показывала фотографии детей, якобы отравленных Зарином в Хан-Шейхуне. Потом у специалистов возникли вопросы по поводу этих фотографий. Я не буду говорить, что там было не так. Через 10 дней, после того как Ники Хейли показывала эти фотографии, российский представитель захотел показать эти фотографии на большом экране. Американский представитель энергично возражала, категорически запретила это делать. Это к вопросу о фотографии. 

Французский посол говорил здесь о безупречной методологии в действии МУФ. Да какая безупречная? Если они сами не выполняют свои установленные правила. Одно из них – «Chain of Custody». Я в глаза спрашивал у руководителя этой миссии, как же так? Вы сами нарушаете свои собственные правила. Вы должны сами отбирать образцы. Вплоть до того, что я сейчас выйду из зала, пойду в садик, где-то накопаю какую-то «кучку» и принесу – и вы у меня примите? Без «Chain of Custody»? Словом, все это не серьезно. 

Мне показалось, что сегодняшняя наша встреча не бесполезна. Недавно это была успешная организация. Как же мы сейчас дошли до того, что эта организация «лежит на боку»? Что с ней произошло? Почему вдруг такой тупик? Вдумчивые люди задаются вопросом: а может быть это связано с тем, что некоторые страны пытаются там, в ОЗХО, навязать свои правила? Я вам сейчас могу рассказать, как это все происходило. 

Наши западные партнеры раздосадованы неуступчивой позицией России, стоящей на страже Конвенции о запрещении химического оружия, – я подчеркиваю, именно Россия стоит на страже Конвенции о запрещении химического оружия – и они стали нас предупреждать. Не ручаюсь сказать точно, как они высказывались, но смысл был примерно такой: мы на вас найдем управу, у вас здесь, в Гааге, нет права «вето», как в Нью-Йорке. Что они сделали? Потом они продавили решение по атрибуции, принятое в июне 2018 г. на спецсессии конференции. Нелегитимное решение. Сейчас не буду говорить, почему нелегитимное. Т.е. заставляли всех играть по своим правилам. Но это еще полбеды. Сами правила они придумают и потом меняют по ходу. Что они говорили нам? Безгранично доверяйте высоким профессионалам-экспертам из ОЗХО. Потом когда эти эксперты из ОЗХО не нашли следов химического преступления в Думе, что они нам стали говорить? Нет, вы верьте не экспертам ОЗХО, вы доверяйте независимым экспертам, привлеченным со стороны, которые вот сделали такую экспертизу. У меня такое впечатление, что отказ предъявить нам эти экспертизы свидетельствует только об одном – что, наверное, это фиктивные люди, никаких экспертов со стороны вообще и не было, раз нам боятся показать вот эти экспертизы.

Ну и заканчивая, хочу сказать: Организация по запрещению химического оружия до сих пор была успешной. В 2013 г. заслужила Нобелевскую премию мира. Мы должны сделать все возможное, чтобы уберечь эту организацию от дальнейшей деградации. Особенно важно сделать это сейчас, когда международно-правовая архитектура трещит по швам, США вышли из Договора о противоракетной обороне, развалили Договор о ракетах средней и меньшей дальности, Договор о запрещении ядерных испытаний, сейчас подвешивают продление Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений. Так давайте по крайней мере убережем ОЗХО. Рецепт простой – нужно объединиться, найти возможность выйти из тупика но для этого нужно действовать не на словах, а на деле.