Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН Г.В.Кузьмина в ходе брифинга в СБ ООН о защите «гуманитарного пространства»

Рады приветствовать Вас, г-н Министр, в качестве нашего председателя. Хотим поблагодарить заместителя Генерального секретаря ООН А.Мохаммед, Гендиректора МККК Р.Мардини и госпожу Л.Гросжан за их содержательные выступления.

Заявленная тема нашей дискуссии весьма многогранна. Мы, безусловно, осуждаем противоправные действия в отношении гумработников, выступаем за предоставление им беспрепятственного гумдоступа при условии согласия принимающего правительства. Ведь фактор времени зачастую является залогом успеха гуманитарных усилий, цель которых – уменьшение страданий и нередко спасение жизни. Вместе с тем в последнее время на примере ряда стран, несущих бремя вооруженных конфликтов, мы отмечаем опасную тенденцию, когда правительства пострадавших государств голословно обвиняются в якобы намеренном блокировании гумдоступа. Не вдаваясь в пояснения и не утруждаясь попытками разобраться в происходящем, многие доноры считают себя вправе диктовать свою волю суверенным государствам, угрожать даже расследованиями. Хотели бы напомнить коллегам, что вся гуманитарная деятельность должна осуществляться в строгом соответствии с Руководящими принципами оказания гумпомощи, закрепленными в резолюции ГА ООН 46/182. И ключевым принципом является согласие государства на оказание содействия и последующая координация с ним всех шагов в рамках гумопераций. В этом основа безопасности, нейтральности и беспристрастности гуманитарной деятельности. 

В данном контексте замечу, - активно продвигаемая в ООН концепция т.н. «гуманитарного пространства» порождает все-таки много вопросов. В ее основе за красивыми лозунгами, по сути, лежит стремление наделить гуманитарщиков неким «иммунитетом» при согласовании и осуществлении своей деятельности, что на практике может создать условия для пренебрежения суверенитетом в части инициирования и управления гумпомощью. То есть полная противоположность принципам резолюции 46/182 ГА ООН, о которой я говорил. 

Г-н Председатель,

Особую озабоченность вызывает гуманитарная ситуация на территориях, контролируемых террористами и их пособниками.  Задача по защите гумперсонала на таких территориях существенно осложняется. Как правило, боевики демонстративно пренебрегают нормами международного гуманитарного права, да и вообще любыми принципами и правилами человеческого поведения. Подавить проявления терроризма можно только совместными усилиями. А для этого необходимо отказаться от двойных стандартов, перестать политически и терминологически обелять лиц, исповедующих догматы экстремизма и терроризма.

Важность бесперебойных поставок гуманитарной помощи в зонах вооруженных конфликтов ни в коей мере не подвергается сомнению. При этом декларируемая задача создания условий для работы гуманитарных организаций и медицинского персонала сама по себе не должна использоваться как основание для неисполнения государствами обязательств по противодействию терроризму. Недопустимо, чтобы медицинские и гуманитарные организации прямо или косвенно содействовали террористам, подрывая международные антитеррористические усилия. В этой связи свою актуальность сохраняет резолюция СБ 2462, в соответствии с которой государства в рамках реализации соответствующих мер должны учитывать лишь ту гумдеятельность, которая проводится беспристрастно и в строгом соответствии с требованиями МГП. 

Г-н Председатель,

Мы последовательно исходим из необходимости привлечения к ответственности за преступления по международному праву. К сожалению, эксперимент с передачей Советом Безопасности ситуаций в Международный уголовный суд оказался неудачным. Как впрочем, и практика учреждения трибуналов ad hoc. На этом фоне некоторые государства принялись привлекать к ответственности оказавшихся на их территории подозреваемых на базе концепции универсальной уголовной юрисдикции. Мы весьма настороженно относимся к пролиферации этой концепции, которая, как показывает практика, чревата злоупотреблениями. Именно по этой причине долгие дискуссии на этот счет в ООН так и остаются безрезультатными.  По ним отсутствует даже намек на консенсус.

В этих условиях считаем, что главную роль в процессе искоренения безнаказанности должны играть национальные судебные системы государств, в которых имели место предполагаемые нарушения, а причастные лица должны привлекаться к уголовной ответственности сообразно тяжести содеянного. 

Г-н Председатель,

Ключевую роль в преодолении кризисных гуманитарных ситуаций играет отказ от порочной практики санкционного давления и блокад. К сожалению, расширенное применение политически мотивированных односторонних санкций стало современной реальностью. Эта порочная практика, особенно задействование разнообразных «вторичных рестрикций», в т.ч. экстерриториального характера, является ущемлением суверенитета государств и вмешательством в их внутренние дела. Особое отторжение вызывает использование односторонних санкций для смены «неугодных режимов» через экономическое удушение и раскачивание внутриполитической обстановки в странах. Подобные действия являются проявлением архаичного блокового мышления и целенаправленно ведут к накапливанию исключительно конфронтационного потенциала в международных отношениях. 

Санкции не совместимы с общепризнанными принципами международного взаимодействия, необоснованно ограничивают его даже в тех сферах, где существует насущная необходимость и объективная заинтересованность в сопряжении усилий, направленных на борьбу с современными вызовами.

 Благодарю Вас за внимание.