Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на заседании Совета Безопасности ООН по Центральноафриканской Республике (ЦАР)

Г-н Председатель,

Приняли к сведению выступления сегодняшних докладчиков.

Приветствуем участие в заседании Президента Анголы Жоау Лоуренсу, а также представителя Республики Конго, зачитавшего заявление Председателя Экономического сообщества стран Центральной Африки, Президента страны Дениса Сассу-Нгесо.

Внимательно следим за развитием обстановки в ЦАР. Правительственным войскам удалось дать отпор мятежным силам, лишив их способности в наступательном ключе продолжать вооруженную борьбу. Ситуация в целом стабилизирована. Вместе с тем альянс незаконных вооруженных формирований (НВФ) – т.н. Коалиция патриотов за перемены – не отказывается от планов по силовому захвату власти в стране. В этих условиях считаем важным всемерно способствовать укреплению законно избранных властей ЦАР. 

Убеждены, что Политическое соглашение о мире и примирении в ЦАР от 6 февраля 2019 года остается безальтернативной основой достижения прочного мира и безопасности в стране. В этой связи приветствуем инициативу Президента Ф.А.Туадеры по запуску республиканского диалога. Отказ политических оппонентов центральноафриканского руководства от участия в предваряющих диалог консультациях неконструктивен. Они упускают шанс изложить свои требования и добиться удовлетворения если не всех, 
то хотя бы их части.

Приветствуем вклад Международной Конференции по Региону Великих озер (МКРВО) и Экономического сообщества государств Центральной Африки в урегулирование в ЦАР. Положительно оцениваем результаты прошедшего 20 апреля в Луанде второго мини-саммита стран-участниц МКРВО, на котором обсуждался перезапуск Хартумских соглашений. Вместе с тем считаем, что любые посреднические инициативы в формате субрегиональных организаций должны реализовываться с согласия и при участии Правительства ЦАР.

Г-н Председатель,

Исходим из того, что МООНСЦАР должна быть важным элементом обеспечения безопасности в стране с учетом возложенных на миротворцев функций, в том числе по противодействию НВФ в рамках защиты гражданского населения, включая внутренне перемещенных лиц и содействие реформе сектора безопасности.

Мы также твердо исходим из того, что при подборе дополнительных контингентов, направляемых в состав МООНСЦАР, Секретариат ООН должен плотно координироваться с Банги и прислушиваться к мнению центральноафриканцев, в том числе относительно национального состава командируемых военнослужащих и полицейских. Только так можно будет реально повысить отдачу от деятельности Миссии и улучшить качество взаимодействия ооновцев с властями ЦАР.

При этом необходимо отдавать себе отчет в том, что миротворческая миссия не может и не должна подменять собой усилия национальных властей. Именно на них лежит главная ответственность за судьбу своей страны, за защиту собственного населения. В этой связи необходимо продолжить укреплять потенциал центральноафриканцев. Выполнение этой задачи откровенно тормозит режим оружейного эмбарго. Вновь обращаем внимание коллег по СБ на то, что необходимо прислушаться к призывам ЦАР и регионалов о снятии рестрикций в отношении Банги.

В целом выступаем за более плотную координацию МООНСЦАР с Банги и двусторонними партнерами «на земле». Убеждены, что полноценное выполнение мандата миротворческой миссией возможно только при сохранении взаимного доверия с властями страны пребывания.

Г-н Председатель,

В ЦАР по просьбе ее властей и с ведома профильного санкционного Комитета СБ 2127 работают российские инструкторы. Они с успехом повышают уровень профессиональной выучки центральноафриканских силовиков, не принимая участия в боевых действиях против НВФ.

Но в последнее время наблюдаем неустанные попытки дискредитировать наших специалистов на основе весьма сомнительных данных. Это больше похоже на откровенно антироссийский политический «заказ». Если набрать в интернете «Центральноафриканская Республика» будут сотни ссылок на американские и французские СМИ о неких «российских наемниках». При этом доказательств там никаких не приводится, источники анонимные, якобы для того чтобы гарантировать безопасность свидетелей. Фоторяд также обычно никак не соотносится с тем, что написано. Разве это не информационная кампания? Хотела бы задать послу Франции вопрос: «Вы же тоже сталкивались с такой информационной кампанией в 2014-2015 гг.?».

Вновь повторим: любые возможные случаи нарушений МГП и прав человека должны расследоваться национальными властями.

Например, буквально на днях руководство ЦАР подтвердило нам итоги расследования недавнего убийства Мера-Султана г.Куи Л.С.Дауды, в чьей смерти СМИ и ряд наших западных коллег обвиняли в том числе российских инструкторов. Их причастность к совершению этого преступления не доказана, а основными виновниками произошедшего признаны боевики группировки 3R. 

Что касается бездоказательных обвинений со стороны США, то они не новы. Наши коллеги видят российских наемников везде. Складывается ощущение, что в Вашингтоне живут в «виртуальной реальности»: всё, что делают США – это хорошо, а то, что делают другие, а уж тем более Россия, – это плохо. При этом мнение африканских стран, о которых идет речь, вообще никого не интересует.

Мы могли бы в ходе каждого своего выступления в Совете по Ираку и Афганистану привлекать внимание к вопиющим случаям нарушений прав человека и МГП со стороны американцев, говорить о применении к заключенным в Гуантанамо противоправных 
и негуманных методов дознания. Кстати, эти случаи хорошо задокументированы. Но проблема в том, что США таким образом, обвиняя во всем новый фактор, смещают фокус внимания международного сообщества с деструктивных действий незаконных вооруженных формирований в ЦАР. Именно их действия лежат в основе нового витка обострения в ЦАР.

Мы неоднократно говорили о том, что в ЦАР, да и на всем Африканском континенте в целом, есть пространство для взаимодополняющих усилий всех тех, кто готов помочь африканцам твердо встать на ноги и избавиться от хронических проблем, которые во многом вызваны колониальной и неоколониальной политикой наших западных коллег. 

Положение дел в Центральноафриканской Республике ухудшилось не вчера. На протяжении долгих лет различные международные игроки пытались помочь. И что же было сделано для стабилизации ситуации? Какие успехи были? 

Для тех, у кого память короткая: на декабрь прошлого года был запланирован и объявлен вооруженный государственный переворот в ЦАР. Этот переворот был сорван во многом благодаря тому, что ряд двусторонних партнеров, включая Россию, пришел на помощь легитимному правительству страны. Россия будет и впредь открыта к сотрудничеству со всеми конструктивно настроенными силами.

Благодарю Вас.