Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Г.В.Кузьмина в ходе открытой видеоконференции членов СБ ООН по "формуле Арриа" по теме "Влияние пандемии COVID-19 на нарушения, совершаемые в отношении детей в условиях вооруженного конфликта"

Г-н Председатель,

Благодарим Вас за организацию сегодняшнего мероприятия по «формуле Арриа». Благодарим всех выступавших докладчиков.

Не вызывает сомнений, что пандемия коронавируса несоразмерно сильнее затронула наиболее уязвимые слои населения, нуждающиеся в особой защите. Национальные правительства играют ведущую роль в обеспечении защиты и реабилитации детей в условиях вооруженного конфликта, тогда как действия учреждений системы ООН призваны поддерживать и дополнять принятые на национальных уровнях меры.

Мы признательны Управлению спецпредставителя Генсекретаря по вопросу о детях и вооруженных конфликтах за проделанную, насколько понимаем, при поддержке Великобритании работу. Подготовленное Управлением исследование о влиянии пандемии COVID-19 на нарушения в отношении детей может оказаться весьма полезным. Мы, со своей стороны, тщательно изучим это исследование.

Насколько я понимаю, этот документ сфокусирован на пяти странах, находящихся на повестке дня по вопросу о детях и вооруженных конфликтах: Афганистан, ЦАР, Колумбия, ДРК и Судан. В этой связи хотел бы отметить следующее.  

Мы обратили внимание, что 4 мая, на следующий день после публикации исследования, официальный представитель Генсекретаря ООН С.Дюжаррик сделал заявление по поводу ситуации с COVID-19 в Сирии, где особо подчеркнул обстановку на северо-востоке страны, на неподконтрольных правительству территориях. В частности, он выразил серьезную обеспокоенность в связи с положением 60 000 человек, находящихся в лагере «Аль-Хоуль». По его словам, «на территории лагеря находится более 31 000 детей – это больше половины всего населения лагеря – которым не исполнилось 12 лет». На территории этого лагеря уже зафиксировано 6 смертей от коронавируса. Вспышка заболеваемости может нанести сокрушительный удар по и без того уязвимым обитателям лагеря.

Призываем международное сообщество предпринять практические шаги по защите жизней ни в чем не повинных детей. Позвольте напомнить, что в соответствии с международным правом, включая Ковенцию о правах ребенка, государства обязаны репатриировать своих граждан, а также предпринимать шаги с тем, чтобы дети их граждан не стали лицами без гражданства. Государства должны взять на себя первостепенную ответственность за защиту таких детей и обеспечение их безопасного возвращения домой.

Российские власти активно занимаются возвращением на Родину детей из стран, находящихся в состоянии вооруженных конфликтов. Эти меры направлены в том числе на детей, которые сами были завербованы или чьи родители были завербованы террористами. Несмотря на ограничения и дополнительные трудности, вызванные распространением COVID-19, за последний год из ближневосточного региона домой вернулись 145 несовершеннолетних граждан России. В целом же, с 2017 г. на Родину были возвращены 274 ребенка в возрасте от 2 до 16 лет, из них 122 прибыли из Ирака и 152 – из Сирии.

Г-н Председатель,

Когда мы говорим о детях, у нас нет права политизировать повестку дня, а также нет права делить детей на "своих" и "чужих", на тех, чьи родители "хорошие" и тех, чьи – "плохие", тех, кто живет на контролируемых правительством сирийских территориях под дейтвием односторонних санкций и других молодых сирийцев. Нам необходимо делать больше для защиты детей – намного больше.

Мы нацелены и дальше работать вместе с нашими коллегами по СБ, для того чтобы добиться лучшей участи для детей, оказавшихся в условиях вооруженного конфликта.

Благодарю Вас.