Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного Представителя Российской Федерации А.М.Евстигнеевой в ходе основной сессии Специального комитета ГА ООН по операциям ООН по поддержанию мира

Г-н Председатель,

Поздравляем всех членов Бюро Спецкомитета по миротворчеству (С-34) с избранием в его состав.

Спецкомитет является «единственным форумом ООН, которому поручено заниматься всесторонним рассмотрением вопросов миротворчества». Этот постулат закреплен в параграфе 19 доклада С-34. В данной связи исходим из необходимости соблюдения разделения труда в системе Организации, когда общие стратегические параметры развития миротворческой деятельности ООН согласуются государствами на площадке Спецкомитета, а Совет Безопасности ООН занимается выработкой мандатов отдельных миссий.

Уникальность С-34 заключается в репрезентативном характере его площадки, которая объединяет большинство государств-членов Организации, включая страны-поставщики контингентов (СПК), принимающие государства, финансовых доноров. Спецкомитет также находится в тесном контакте с Секретариатом ООН.

С учетом того, что ключевым посылом инициативы Генсекретаря ООН «Действия в поддержку миротворчества» (A4P) является важность подлинного партнерства и совместных усилий членов международного сообщества в целях обеспечения успешного функционирования Операций ООН по поддержанию мира (ОПМ), именно Спецкомитет является основным проводником этих усилий.

В данной связи в прошлом году структура доклада Спецкомитета был приведена в соответствие с основными тематическими разделами инициативы «Действия в поддержку миротворчества». Более того, в ходе основной сессии удалось договориться о том, что дальнейшее продвижение A4P может осуществляться в соответствии с мнениями и рекомендациями государств, в том числе озвученными в ходе мероприятия высокого уровня в сентябре 2018 года. Все это позволило легитимизовать инициированные Секретариатом процессы в контексте A4P и синхронизировать их с консенсусными решениями государств.

Г-н Председатель,

Несмотря на беспрецедентные обстоятельства, вызванные вспышкой пандемии коронавируса, важно, чтобы миротворчество ООН продолжало планомерно развиваться в правильном направлении. В этих целях незыблемым остается уважение суверенитета принимающих государств, соблюдение целей и принципов Устава ООН, а также базовых принципов миротворчества - согласие сторон, беспристрастность и неприменении силы, за исключением случаев самообороны и защиты мандата.

Императив политического урегулирования является ключевой задачей миротворчества. «Голубые каски» должны сохранять нейтралитет в любых условиях и не превращаться в военную силу. Совет Безопасности ООН может принимать решения о предоставлении силовых или наступательных мандатов в каждом отдельном случае с учетом ситуации «на земле».

Несмотря на временные трудности, вызванные пандемией, важно не растерять те успехи, которые были достигнуты в осуществлении мирных соглашений. В данной связи мы поддержали призыв Генсекретаря ООН к глобальному прекращению огня, который в ряде случаев способствовал продолжению осуществления посреднических усилий по поощрению конфликтующих сторон к достижению политических развязок и продвижению процессов национального примирения.

Важнейшей предпосылкой для итогового успеха любой миротворческой операции является эффективное сотрудничество с принимающей стороной. В условиях пандемии эта задача особенно актуальна. Укрепление доверия и конструктивный диалог особенно необходимы для обеспечения своевременного доступа к медицинскому оборудованию и лекарствам для персонала ооновских миссий, а также решения других насущных вопросов, в том числе связанных с возможными ограничениями, необходимыми для борьбы с распространением коронавируса.

Отмечаем работу Секретариата ООН по определению порядка для обеспечения безотлагательной вакцинации миротворческих контингентов, а также усилия по поддержке этой деятельности со стороны соответствующей «группы друзей» в составе заинтересованных государств. Полагаем, что право выбора конкретных препаратов для миротворцев должно оставаться за странами-поставщиками контингентов, а сама вакцинация должна проводиться на добровольной основе.

Г-н Председатель,

Полагаем необходимым и далее совершенствовать трехстороннее сотрудничество между Советом Безопасности ООН, СПК и Секретариатом для укрепления духа партнерства, сотрудничества и взаимного доверия. Важно учитывать мнения принимающих государств и СПК при рассмотрении вопросов о продлении мандатов, а также консультироваться с ними при подготовке рекомендаций оценочных докладов об эффективности работы миротворческих миссий.

Оптимизация мандатов миротворческих миссий должна сопровождаться сокращением числа непрофильных задач для миротворцев, в частности, правочеловеческого, социального и гендерного характера. Это важное предусловие для того, чтобы Совет Безопасности мог принимать ясные и реалистичные мандаты.

Г-н Председатель,

Основная сессия Спецкомитета в этом году, как и в предыдущем, вновь проходит в несколько необычном формате – в этот раз в связи необходимостью перевода неформальных переговоров в виртуальный режим из-за эпидемиологической ситуации. Это, безусловно, осложняет ситуацию, поскольку видеоформат не в силах подменить эффективность «живых» переговоров, особенно когда дело касается чувствительных вопросов.

В этих непростых условиях особенно важным является конструктивный настрой всех государств к выработке единых подходов к миротворчеству ООН, включая готовность учитывать озабоченности друг друга.

В завершении хотели бы выразить соболезнования семьям миротворцев, положивших свои жизни, неся свой благородный долг. С сожалением отмечаем растущие угрозы безопасности миротворцев в последнее время. Это тяжкое бремя ложится на страны-поставщики контингентов, которые вынуждены нести потери, несмотря на их неоценимый вклад в поддержание международного мира и безопасности.