Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации Д.С.Чумакова в Пятом комитете Генеральной Ассамблеи ООН в ходе основной части 74-й сессии по п. 137 повестки дня «Улучшение финансового положения ООН»

Уважаемый г-н Председатель,

Прежде всего, разрешите поблагодарить заместителя Генерального секретаря ООН по стратегии, политике и контролю в области управления г-жу К.Поллард за обстоятельную информацию о финансовом положении ООН.

С озабоченностью отмечаем значительную задолженность государств-членов по взносам в регулярный бюджет ООН. Дефицит наличности в регулярном бюджете вызван, главным образом, отсутствием полных
и своевременных платежей некоторых государств-членов. Хотели бы подчеркнуть, что несвоевременное выполнение финансовых обязательств оказывает негативное влияние на функционирование Организации и снижает ожидаемые результаты ее работы.

Вместо применения строгих мер к должникам Секретариат решил экономить на делегатах государств-членов, которые выплатили в регулярный бюджет взносы в полном объеме. Это противоречит не только здравому смыслу, но и уставным документам – самому Уставу (ст. 17 и 19), а также финансовым положениям и правилам.

Секретариату следует активнее заниматься «фандрайзингом» и пора начать применять дифференцированные меры давления адресно к должникам. Ни для кого не секрет, что Секретариат имеет задолженности перед поставщиками. Так почему не выстраивать выплаты по контрактам в очередь – в соответствии с тем, чьи страны платят вовремя? Почему наши компании должны страдать от задолженностей, а не компании тех стран, кто не платит?

Точно такой же подход пора применять и в кадровой политике. Почему в последнем письме Генерального секретаря речь идет о приостановке найма персонала в целом. Государства-члены таких указаний Секретариату не давали, Пятый комитет ГА утвердил определенный коэффициент вакантных должностей и не более того. Почему бы и тут не приостановить найм представителей государств-должников? Эта мера тоже хорошо «отрезвляет», особенно в отношении вакансий руководящего звена.

Вынужден также привлечь внимание к тому, что видим долю вины Секретариата в сложившейся ситуации. На систему общеорганизационного планирования ресурсов «Умоджа» и внедрение IPSAS государства-члены потратили порядка 1 млрд долл. за последние десять лет и до сих пор не получили многократно запрашивавшегося в резолюциях ГА плана выгод и сбережений. Еще Ваш предшественник – г-н Юкио Такасу – обещал всем сотни миллионов долларов США сбережений от «Умоджи», но все обещания забыты.

Усложнение жизни всех делегатов в штаб-квартире ООН, давление на них т.н. «мерами жесткой экономии» могут привести к тому, что и страны-добросовестные плательщики перестанут платить вовремя. А зачем? Нельзя говорить с государствами-членами языком ультиматумов, особенно с добросовестными плательщиками по финансовому положению ООН. Тем более что наличность в закрытых ОПМ у Секретариата еще есть, и ранее эти средства использовались при дефиците, а государства-члены закрывали на это глаза. Почему сейчас создается атмосфера апокалипсиса? Ситуация – пусть сложная – но не такая, чтобы наказывать поголовно всех. 

Еще раз повторю – пора подходить дифференцированно к странам, раз Генеральный секретарь говорит о таком беспрецедентном кризисе. 

С учетом изложенного Россия предлагает начать дискуссию о новом пороге для применения ограничительных мер. Применение ст. 19 Устава по лишению права голоса в ГА вступает в силу при долге в двухкратном размере годового взноса. Пора вести речь о том, чтобы уполовинить порог – например, долг в объеме взноса за один год как порог, после которого следует начинать давление на государство-должника с помощью ограничительных мер в закупках и кадровой политике Секретариата.

Благодарю за внимание.