Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации Б.А.Мещанова в ходе общих дискуссий Второго комитета 77-й сессии ГА ООН по пунктам 15 «Информационно-коммуникационные технологии в интересах устойчивого развития»» и 20 «Глобализация и взаимозависимость»

Г-н Председатель,

Пандемия коронавируса не только привела к экономическим трудностям во всех странах мира, но и нанесла урон человеческому потенциалу. В то же время она позволила проявиться лучшим качествам человеческого духа – инновационному мышлению и солидарности. Это наиболее ярко проявилось в строительстве цифровой инфраструктуры, подключении к сети Интернет в течение года свыше миллиарда человек, включая школьников. Возникла новая «экономика данных». В этом контексте 2 Комитет является подходящей площадкой для рассмотрения воздействия описанных изменений на трех направлениях устойчивого развития, путей реализации решений Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества с акцентом на преодоление цифрового разрыва. 

В России придается определяющее значение цифровизации госуправления, прежде всего в сфере оказания социально значимых услуг и в налогообложении, внедрению технологий искусственного интеллекта в городском строительстве, сельском хозяйстве и транспорте, поддержке малого и среднего бизнеса в ИТ-секторе. Безусловно, развернутая против нашей страны беспрецедентная технологическая блокада вносит изменения в архитектуру российской ИТ-инфраструктуры и привычный ландшафт международного сотрудничества, однако в среднесрочной перспективе не скажется на его эффективности и вкладе в достижение устойчивого всеохватного экономического роста нашей страны, в соответствии с Целями устойчивого развития.

В докладе Генсекретаря по ИКТ справедливо отмечается роль цифровых технологий для купирования последствий пандемии. Вместе с тем, полностью заменить традиционные межличностные формы общения, образования и ведения дел на производстве и в секторе услуг цифровизация оказалась не в состоянии. Стали очевидными и ее теневые стороны – рост внутреннего и межстранового неравенства, монополизация растущих секторов рынка, «ползучая» утрата национального суверенитета. В этой связи с удовлетворением отмечаем проведение консультаций стран-членов по Глобальному цифровому договору. Россия убеждена в необходимости разработки на межгосударственном уровне глобальной политики в области управления интернетом. Регулирование виртуального пространства исключительно частным сектором обнаружило свою неэффективность. Одновременно исходим из того, что Комитет сосредоточится на вопросах развития, оставив дискуссии в области прав человека и безопасности в использовании ИКТ соответственно, Третьему и Первому комитетам.

«Издержки» цифровой трансформации выводят нас на понимание важности обуздания бесконтрольной глобализации в целом. Для этого ведущие мировые эксперты, такие как консультант ООН по устойчивому развитию Дж.Сакс, призывают к возвращению к диалогу. Во избежание дальнейшей фрагментации мировой торговой и финансовой систем, переноса раскола в Интернет-пространство должны быть отвергнуты односторонние экономические меры и блокады, попытки «отмены» целых народов и национальных культур, блоковое мышление, политизация международных финансовых институтов, использование резервных валют в качестве оружия, отказ от выполнения обязательств, недобросовестная конкуренция. Россия предложила проект Большого Евразийского партнерства на основе сопряжения Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества, АСЕАН. В общих интересах обеспечить также устойчивую работу основных органов ООН вместо того, чтобы пытаться изолировать или заблокировать друг друга на многосторонних площадках.

«Бенефициарами» успехов глобализации до недавнего времени считались мигранты. Страны происхождения, транзита и назначения в равной степени заинтересованы в организации безопасной легальной и упорядоченной миграции. Позитивно оцениваем итоговую декларацию по прогрессу Форума по обзору миграции, который прошел в мае с.г. 

К сожалению, видим элементы дискриминации мигрантов, в том числе русскоязычных в странах Запада, по национальному, языковому, культурному, религиозному признаку. Это снижает их вклад в устойчивое развитие принимающих обществ. Считаем важным обратить на это внимание Комитета. Иная ситуация в России – в настоящее время на территории нашей страны живут и работают свыше 10 млн человек. Отправляемые ими на Родину средства достигают рекордных сумм - и по наиболее выгодным ставкам – лишь 1% от суммы перевода. Для высококвалифицированных специалистов созданы наиболее привлекательные условия труда.

В заключение отмечу, что перспективной формой включения мигрантов в экономическую жизнь общества считаем региональные интеграционные процессы. В рамках Евразийского экономического союза реализуем программы по взаимному доступу к рынкам труда, базовым услугам образования и здравоохранения и соцобеспечению. 

Благодарю вас.