Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на видеоконференции СБ ООН по ситуации в Боснии и Герцеговине

Г-жа Председатель,

В этом году отмечается 25-летний юбилей заключения Общего рамочного (Дейтонского) мирного соглашения по Боснии и Герцеговине. Россия как один из гарантов Дейтона всецело поддерживает фундаментальные принципы суверенитета и территориальной целостности БиГ, равноправия трех государствообразующих народов и двух энтитетов с широкими полномочиями. Призываем партнеров по СБ в год 25-летия мирного соглашения недвусмысленно высказаться в пользу этих постулатов. Подписанный в 1995 г. основополагающий для БиГ документ сохраняет свою актуальность, предусмотренные им административная схема и баланс интересов трех народов вполне эффективны при их неукоснительном соблюдении. Стремление к разрушению такой системы чревато серьезными последствиями не только для Балкан, но и всей Европы в целом.

Г-жа Председатель,

Ситуация в БиГ вполне стабильна, угрозы международному и региональному миру и безопасности не представляет. Вместе с тем межэтнические отношения демонстрируют негативную динамику. Налицо значительное падение уровня взаимопонимания и качества внутриполитического диалога. Это связано, прежде всего, с активизировавшимся стремлением отдельных боснийских деятелей к перекройке Дейтонской архитектуры в пользу централизации и унитаризации государства. Данному процессу оказывают поддержку и некоторые международные силы. Никакие политические установки извне не могут считаться основанием для слома системы баланса этнических интересов в БиГ, сформированной мирным соглашением. Любые изменения действующего порядка возможны исключительно как результат равноправного договора трех народов и двух энтитетов без какого-либо внешнего вмешательства.

Г-жа Председатель,

Народы БиГ самостоятельно определяют свою внутреннюю и внешнюю повестку. Вся полнота ответственности за положение дел в стране принадлежит исключительно местным властям в соответствии с концепцией «local ownership», которую, как мы рассчитываем, международное сообщество по-прежнему разделяет. В этой связи подходы к такой актуальной для БиГ теме, как реформа избирательного законодательства и судебной системы, должны учитывать интересы всех народов страны.

В контексте предстоящих в БиГ 15 ноября (в Мостаре – 20 декабря) муниципальных выборов надеемся, что голосование пройдет в спокойной атмосфере, в соответствии с действующими правилами. Призываем всех участников, включая Центральную избирательную комиссию, проявлять ответственный подход и работать в интересах всех народов страны.

Международное сообщество должно трезво оценивать развитие ситуации в БиГ, исходить из реального положения дел, а не из проекции собственной политики, уважать законные чаяния всех народов страны, воздерживаться от оказания давления на их легитимных представителей. Односторонние санкции как инструмент политики с точки зрения международного права неприемлемы. Рассчитываем на объединение конструктивных международных усилий в целях содействия процессу национального примирения в БиГ.

Вызывает сожаление, что в своем докладе Высокий представитель Валентин Инцко в очередной, уже 24-й по счету, раз нарисовал субъективную и весьма далекую от реальности картину положения дел в Боснии и Герцеговине. Очевидно настойчивое стремление Высокого представителя возложить всю ответственность за неудачи в процессе межэтнического примирения на боснийских сербов и хорватов. Они безосновательно выставляются «нарушителями» Дейтона. ВП стремится напугать международное сообщество перспективой распада государства, совершенно игнорируя при этом реальную ситуацию в БиГ.

В качестве достойной альтернативы предлагаем членам Совета Безопасности ознакомиться с докладом, подготовленным Правительством Республики Сербской.

Вновь вынуждены рекомендовать ВП предпринять усилия по приданию документу в будущем сбалансированного и объективного характера, воздерживаться от расширительного понимания своего мандата, в частности, по евроатлантической повестке. Напомним, что вопросы сотрудничества Боснии и Герцеговины с НАТО к ведению Аппарата ВП не относятся, а составляют прерогативу властей страны в соответствии с распределением полномочий и с учетом мнения энтитетов и государствообразующих народов.

Озвученные г-ном Инцко тенденциозные и предвзятые оценки ситуации в стране лишь убеждают нас в отсутствии добавленной стоимости в сохранении этого механизма внешнего протектората в суверенной и независимой Боснии и Герцеговине. Назрел пересмотр условий и критериев закрытия Аппарата. Предлагаем партнерам обменяться мнениями на эту тему в ходе запланированного на 1-2 декабря с.г. заседания Руководящего комитета Совета по выполнению мирного соглашения.

Не считаем обоснованными сетования Высокого представителя на сокращение персонала и бюджета его Аппарата – роль международного сообщества в Боснии и Герцеговине изменилась кардинально, концепция «local ownership» не подразумевает внешнего вмешательства в местные дела, о каком-либо чрезвычайном инструментарии Высокого представителя речи идти не может. Убеждены, что процесс кадрового и финансового сокращения АВП должен быть продолжен.

Г-жа Председатель,

Россия намерена и в дальнейшем последовательно способствовать выполнению сохраняющего значительный позитивный потенциал мирного соглашения по БиГ, укреплению конструктивного двустороннего сотрудничества со всеми народами этой страны. У Боснии и Герцеговины есть все шансы на превращение в зону успешного политического, экономического и культурного взаимодействия максимально широкого круга участников.

В связи с 25-летним юбилеем Дейтонского мирного соглашения планируем организовать в ближайшее время встречу членов СБ по «формуле Арриа», в ходе которой слово будет предоставлено законным представителям всех трех государствообразующих народов БиГ. Рассчитываем, что данное мероприятие даст возможность лучше понять истинное значение мирного соглашения, важность его выполнения в полном объеме в контексте нынешней внутриполитической ситуации в БиГ, оценить политическое и историческое значение Дейтона для БиГ и Балканского региона в целом.

Благодарю за внимание.

 

Ответное слово после выступления представителя Германии:

Г-жа Председатель,

Право, я не очень понимаю, что вызвало удивление в моем выступлении моего коллеги из Германии. Наша позиция в отношении Аппарата Высокого представителя последовательна, и это не первый раз, когда мы высказывает эту позицию. По-моему, сегодня она прозвучала достаточно мягко, если вы сравните это с другими выступлениями. Мы абсолютно убеждены, что Аппарат Высокого представителя изжил себя, он не помогает стране развиваться, а наоборот является препятствием во многих отношениях. Поэтому мы давно ставим вопрос о том, что необходимо последовательно идти к закрытию Аппарата Высокого представительства. Я думаю, что этот вопрос будет обсуждаться 1-2 декабря на заседании Руководящего комитета.

Что касается предвзятости и несбалансированности, я бы рекомендовал моему германскому коллеге не только слушать выступления Высокого представителя, но еще и почитать доклад, который он подготовил к сегодняшнему заседанию. Оттуда станет ясно откуда взялись наши оценки несбалансированных оценок, которые содержатся в докладах Высокого представителя. Я рад, что мой германский коллега обратил внимание на недопустимость глорификации военных преступников. Я был бы ему признателен, если бы он был столь же последователен в отношении некоторых своих коллег по ЕС, а также стран, которые желают вступить в ЕС, в которых происходит очевидная, откровенная глорификация коллаборационистов и военных преступников. Но почему-то на эти моменты мои коллеги по Евросоюзу и, в частности, мой коллега из Германии, внимания не обращают. 

Благодарю вас.

 

Ответное слово после выступления Высокого представителя: 

Я благодарю Высокого представителя за те комментарии, которые он сделал. Хочу, чтобы он услышал от нас: критика Аппарата Высокого представителя –  это не критика в адрес него как личности, это критика той роли, которую, по нашему мнению, Аппарат ВП играет в БиГ. 

Никто не отрицает, что страна сталкивается с проблемами. Мы говорили об этом в своем выступлении. Вопрос, в чем корни этих проблем. Конечно, мы можем углубляться в историю и вспоминать, как все это началось и чем завершилось. Дейтон – естественно, был прорывом, который позволил остановить самое худшее. Но теперь государство должно становиться на ноги, идти по пути развития. У БиГ есть все предпосылки для этого. Мы просим Высокого представителя, чтобы его роль была в том, чтоб не создавать такие условия, которые вызывают проблемы, нагнетают атмосферу и вызывают вопросы у энтитетов, которые чаще всего подвергаются критике, а именно у сербов и хорватов. 

Что касается докладов, это вообще не проблема. Есть прецеденты, когда некие институты, которые не являются государственными образованиями, направляют свои оценки в Совет Безопасности. Это нормальная практика, тем более что Республика Сербская – это сторона Дейтона, она имеет право высказывать свою точку зрения по поводу того, что происходит в Федерации. К этим оценкам, безусловно, надо прислушиваться. 

Недаром мы, если вы обратили внимание, в своем выступлении предложили провести заседание по «формуле Арриа» в привязке к юбилею Дейтонского соглашения. Мы часто обсуждаем Боснию и Герцеговину в Совете Безопасности, и здесь звучат достаточно «округлые» рассказы о том, что реально происходит в стране. А в стране происходит  немало того, что в том числе вызывает беспокойство, как с одной, так и с другой стороны. Мне кажется, было бы правильным дать возможность представителям энтитетов, трех государствообразующих народов высказать членам Совета Безопасности их оценки того, что происходит в стране. Этому будет посвящено наше заседание по «формуле Арриа»,  о дате которого мы объявим позднее. 

Благодарю вас.