Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление и.о. Постоянного представителя Российской Федерации при ООН Д.А.Полянского перед голосованием по российско-китайскому проекту резолюции по Высокому представителю по БиГ

Г-жа Председатель,

Уважаемые коллеги,

Российская Федерация, будучи ответственным членом международного сообщества и постоянным членом Совета Безопасности ООН, со всей серьезностью подходит к исполнению своих обязательств по постконфликтному урегулированию и обеспечению межнационального согласия в Боснии и Герцеговине. 

Наша страна – государство-гарант Дейтонского мирного соглашения и участник Руководящего комитета Совета по выполнению мирного соглашения (РК СВМС). Мы убеждены, что цели укрепления мира, стабильности, безопасности и социального развития БиГ достижимы лишь при соблюдении основополагающих принципов Дейтона – независимости, суверенитета и территориальной целостности страны, равноправия ее трех государствообразующих народов и двух энтитетов с широкими конституционными полномочиями. 

С момента подписания Дейтонского мирного соглашения прошло более 25 лет. За эти годы Высокий представитель, призванный изначально играть стабилизирующую роль в стране, постепенно оброс такой «паутиной» полномочий, в первую очередь Боннских, что, по сути, получил возможность единолично царствовать, безнаказанно «вершить правосудие». И если в поствоенный период подобное усиление его мандата можно было объяснить необходимостью примирения враждующих сторон, то сегодня ситуация «на земле» в корне изменилась. Страна неоднократно доказывала свою состоятельность, в том числе в качестве непостоянного члена СБ ООН и председателя Комитета министров Совета Европы, и в подобной унизительной опеке больше не нуждается. 

Тем не менее Высокий представитель цепляется за роль неуместного со всех точек зрения опекуна и продолжает оказывать влияние, теперь уже дестабилизирующее, на процесс мирного урегулирования. Это во многом и объясняет отсутствие консенсуса среди боснийских сторон относительно самовольного «водворения на царство» отдельными членами РК СВМС немецкого кандидата Кристиана Шмидта. Последствия такого поступка могут быть непредсказуемыми и крайне опасными. Под угрозой разрушения находятся позитивные наработки всего постконфликтного периода.

Подобный крайне нежелательный для всех нас сценарий может быть усугублен попытками обойти Совет Безопасности ООН при назначении нового Высокого представителя. Убеждены, что позиций отдельных послов стран-членов РК СВМС от 27 мая недостаточно для того, чтобы г-н Шмидт мог считаться новым ВП. Дейтонское соглашение и четвертьвековая практика свидетельствуют о безальтернативности роли СБ ООН в утверждении назначения каждого нового ВП. Ведь Совет по-прежнему остается вовлеченным в процесс внутрибоснийского урегулирования по смыслу главы VII Устава ООН.

Подобные оценки мы слышим и в самой Боснии и Герцеговине. Руководствуясь этим и действуя в интересах укрепления мира и стабильности в Боснии и Герцеговине и на Балканах в целом, Россия и Китайская Народная Республика приняли решение совместно предложить на рассмотрение Совета настоящий проект резолюции, направленный на устранение упомянутых правовых нестыковок. В качестве жеста доброй воли и компромисса он предусматривает финальное продление мандата Высокого представителя на один год с одновременным ограничением его ничем не обоснованных, колониальных по сути полномочий. 

Мы рассчитываем, что наши коллеги по Совету Безопасности проявят необходимую мудрость и смогут подержать наш проект, избежав тем самым негативного развития ситуации вокруг поста Высокого представителя.  

Благодарю вас.