Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи в ходе видеоконференции членов СБ ООН по "формуле Аррия" по односторонним принудительным мерам

Уважаемые докладчики, коллеги, друзья,

Мы рады возможности выступить в качестве со-организатора этого мероприятия. Сегодня мы вновь вынуждены обратиться к теме односторонних санкций, которые затрагивают целую треть человечества и усугубляют экономический кризис и гуманитарные проблемы, вызванные пандемией коронавируса.

Мы всегда – в особенности в свете вспышки COVID-19 – подчеркивали важность глобальной солидарности, взаимного уважения, многосторонности и совместных усилий. Но вряд ли удастся это достичь, пока в мире остаются развивающиеся страны, находящиеся под воздействием односторонних принудительных мер. В этом году мы отмечаем 75-летие Организации Объединенных Наций и ее объединительной повестки, которая дарит светлые надежды народам мира. Односторонние же принудительные меры, ни разу не достигшие своей цели и лишь умножившие страдания людей, являются патологией, которой не должно быть места в нашем взаимозависимом мире, вынужденном отвечать на все новые глобальные вызовы. Не лишним будет напомнить, что подобные меры идут вразрез с Уставом ООН, в т.ч. с фундаментальными принципами суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела и обязанности сотрудничать. Кроме того, они подрывают право на развитие.

За время, прошедшее с нашего последнего онлайн мероприятия по односторонним санкциям, состоявшегося в июне с.г., Генеральная Ассамблея ООН 11 сентября приняла омнибусную резолюцию по COVID-19, которая призвала все государства-члены отказаться от введения односторонних принудительных мер, препятствующих реализации Повестки-2030. Тех, кто прибегает к санкционной политике, побудили не закрывать глаза на государства, которым приходится тяжелее других.

В последнее время у ряда стран наметилась тенденция вводить односторонние меры в дополнение к санкциям СБ ООН под предлогом того, что реакции Совета Безопасности якобы недостаточно. Осуждаем такой подход, так как принятые по линии СБ меры являются единственно правомерными. Они обеспечивают баланс, который готово принять международное сообщество, и которого и следует придерживаться. Негативное влияние односторонних мер при этом очевидно, так как они значительно осложняют, а иногда и вовсе блокируют осуществление санкций, введенных Советом Безопасности. Примером тому может послужить ситуация вокруг КНДР. Односторонние меры сделали любое сотрудничество с этой страной настолько «токсичным», что были практически исключены возможности гуманитарных поставок.

Следует сказать несколько слов и о т.н. «Акте Цезаря». Даже сами американские чиновники признают, что социально-экономическое положение сирийцев стало настолько критичным из-за введенных США санкций. Таким образом они признают, что введенные якобы против сирийских властей санкции на деле бьют по простым гражданам. Один из недавних примеров влияния односторонних санкций – негативный опыт «Норвежского совета по беженцам», который из-за действующих ограничений отказался от закупки интерактивных образовательных программ для сирийских детей.

Позвольте также сказать о деятельности ЕС на санкционном направлении. Как мы неоднократно отмечали, слоганы о «гуманитарных изъятиях», к сожалению, ничего не стоят. Тем нашим коллегам, кто продолжает настаивать на безвредности односторонних ограничительных мер для простых граждан, рекомендовал бы найти в Интернете документ Еврокомиссии от 11 мая под названием «Циркуляр об оказании гуманитарной помощи с целью противодействия распространению пандемии COVID-19 в определенных странах, на которые распространяются ограничительные меры ЕС». Этот документ, сфокусированный на Сирии, доказывает как раз обратное. Приведу лишь одну выдержку из него: «Санкции могут влиять на способность стран противодействовать COVID-19, так как они сказываются на закупках определенных товаров и технологий ввиду того, что такие товары подлежат ограничениям (например, товары двойного назначения, которые также могут применяться в военных целях), или же ввиду того, что в отношении лиц, вовлеченных в поставки, действуют санкции».

Недавно ЕС выпустил подобные циркуляры по Венесуэле, Никарагуа и Ирану. Уверены, что их смысл будет в том же –условия для экспорта в указанные страны окажутся максимально трудновыполнимыми, так что потенциальные экспортеры скорее всего потеряют интерес к участию в процедуре «изъятий».

При этом наиболее иронично и цинично выглядит то факт, что наши западные партнеры, прибегающие к односторонним принудительным мерам, без устали твердят об их «гуманности».

Даже западные СМИ, такие как «Washington Post» или «Financial Times», выпускают статьи о том, что американские изъятия «отталкивают западных партнеров». Причастные к этому процессу в Иране сообщают (многие из них – анонимно), что при необходимости приобрести медикаменты или оборудование у местных медиков возникают проблемы с денежными переводами за пределы страны. Санкции также осложняют импорт, из-за них увеличивается продолжительность и затратность производственного цикла. По мнению юриста вашингтонской компании «Прайз Беновитц» М.Заркеша, специализирующегося в вопросах соблюдения санкционных норм и регламентов Управления минфина США по контролю над иностранными активами, изъятия не гарантируют непрерывность гумпоставок в Иран. Он утверждает, что США «создали такую юридическую и предпринимательскую обстановку, в которой попытки выполнить все требования можно сравнить с попытками перейти минное поле».

Сегодняшние бриферы – Спецдокладчик ООН Е.Довгань, а также представители Сирии, Кубы и Зимбабве – поделились весьма говорящей информацией на этот счет. Не могли не отметить слова западных коллег о том, что вводимые правительствами их стран меры принимаются в рамках международных обязательств и что простые граждане их мишенью вовсе не являются. Как мы видим, все же являются. В связи с этим на ум приходит простой вопрос: нацеливать санкции на рядовых граждан – тоже часть ваших международных обязательств?

Именно незаконные ограничения и принудительные меры, введенные США и Евросоюзом, несут серьезную угрозу международному миру и безопасности и усугубляют гуманитарную обстановку на всем пространстве от Ближнего Востока до Африки, Латинской Америки и Европы.

В этом контексте хотел бы вновь привлечь ваше внимание к инициативе Президента Российской Федерации В.В.Путина о создании свободных от торговых войн и санкций «зеленых коридоров» для товаров первой необходимости, продовольствия, медикаментов и СИЗ, необходимых для борьбы с пандемией. В целях развития этого призыва страны-участники совместно с соответствующими агентствами ООН могли бы рассмотреть нашу инициативу, в соответсвии с которой структуры ООН при содействии реформированной системы резидентов-координаторов осуществляли бы мониторинг воздействия односторонних принудительных мер на постковидное восстановление фокусных стран. Также необходимо подумать о том, как можно облегчить работу т.н. гуманитарных партнеров, которые оказывают содействие гумпоставкам и сталкиваются со множеством препятствий вследствие односторонних мер. Система ООН не может и не должна оставаться безучастной к многочисленным призывам Генерального секретаря и других высокопоставленных представителей о необходимости снятия односторонних санкций. Популярный сегодня девиз «сделать лучше, чем было» определенно должен основываться на понимании, что несовместимые с устойчивым развитием санкции нужно «оставить позади».

Благодарю Вас.