Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского в ходе видеоконференции членов СБ ООН по "формуле Арриа" по теме "Права человека в Белоруссии"

Г-н Министр,

Сегодня мы участвуем в крайне странной встрече. Очевидно, что она не имеет никакого отношения к повестке дня Совета Безопасности, как это предполагается в случае с заседаниями по «формуле Арриа». В Справочнике по методам работы сказано, что такие заседания проводятся по вопросам, «на которые распространяются полномочия Совета Безопасности». Однако ситуация в Белоруссии не несет угрозы международному миру и безопасности.

Назвать эту встречу превентивной тоже нельзя. Иначе бы нам приходилось собираться по десяткам, если не сотням поводов ежегодно – каждый раз, когда проигравшая на выборах сторона отказывается признать поражение.

Что касается внутренней ситуации в Белоруссии, все мы видели видеозаписи, запечатлевшие возмутительные действия сотрудников милиции, которым пришлось разгонять агрессивную толпу, представлявшую угрозу правопорядку в стране. Никто, в том числе власти Белоруссии, не отрицал, что их действия не всегда были оправданы. Именно поэтому правительство и президент Белоруссии пообещали провести расследование по всем этим случаям, при этом поддерживая спокойствие на улицах и привлекая к ответственности тех, кто применяет силу против правоохранительных органов и разжигает ненависть. И это нормальный сценарий для любой страны, чье правительство ответственно подходит к поддержанию конституционного порядка.  Это ничем не отличается от того, что мы наблюдаем во многих других регионах мира – во Франции, где проводят марши «желтые жилеты», в Берлине, где не так давно протестующие попытались прорваться в здание Рейхстага, или же в принимающей стране, США, где меры применялись против митингующих представителей движения «Жизни чернокожих имеют значение». То же происходит в Болгарии, где буквально два дня назад силы по охране общественного порядка разогнали агрессивную толпу, чьи протесты длились вот уже три месяца.

Но ведь ни в одном из этих случаев ни у кого не возникало желания созвать встречу членов СБ ООН по «формуле Арриа» и пригласить в качестве выступающих лидеров этих протестов. Так почему же это происходит сейчас? В чем логика организаторов? Стоит ли ожидать, что наша следующая встреча будет посвящена проблеме жестокости со стороны полицейских в США, а лидеры протестов будут выступать в роли докладчиков в формате «формулы Арриа»? Некоторые из них, кстати, об этом просили – напомню о требовании обратиться в ООН, которое брат Джорджа Флойда озвучил в июле этого года.

Г-н Министр,

Внимательно выслушали г-жу Тихановскую. Услышали заявления о том, что она одержала победу на выборах, однако кто подтвердил это? Или это новая реальность, в которой каждый может провозгласить себя избранным президентом? Очередная схема «формата Гуайдо», которую можно применить к любым выборам, чьи результаты неприемлемы для определенных стран?

Прозвучавшие сегодня заявления не касались никакой непосредственной или хотя бы потенциальной угрозы международному миру и безопасности, а также никаких планируемых военных действий как со стороны, так и в отношении Белоруссии. Так в чем смысл нашего собрания и обсуждения внутренних дел этого государства?

На самом деле существует лишь одна тема, которую стоило бы поднять, раз уж все мы здесь собрались. Это откровенное вмешательство сторонних сил, в первую очередь западных и южных соседей Белоруссии, во внутренние дела этой страны, явно нацеленное на смену режима.

Эти манипуляции и давление начались даже до того, как в стране состоялись выборы. Еще в конце июля Президент Польши Анджей Дуда распорядился мобилизовать вооруженные силы и даже заявил, что Польша будет готова взять под опеку определенные регионы Белоруссии, которые в какой-то момент истории принадлежали Польше.

Сразу после выборов ряд высокопоставленных лиц Эстонии, в том числе и Вы, г-н Министр, а также Латвии и Литвы заявили, что их результаты «фальсифицированы». Следом за Прибалтикой ряд европейских политиков, среди которых глава европейской дипломатии Жозеп Борель и председатель Евросовета Шарль Мишель, навесили на белорусские выборы такой же ярлык.

Естественно, подобные оценки со стороны непосредственных соседей подстегнули протестующих. Однако как вы, находясь за рубежом, можете давать оценки тому, были выборы сфальсифицированы или нет, всего через несколько часов после их завершения? Особенно в свете того, что ОБСЕ, которая находится в глубоком кризисе, предпочла не выполнять свои обязательства по обеспечению международного мониторинга президентских выборов в Белоруссии?

Поясню: мы слышали заявления о том, что Белоруссия якобы отказалась принимать международных наблюдателей. В этой связи позвольте напомнить факты. Минск пригласил ОБСЕ для мониторинга процесса выборов. Однако Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) не приняло приглашение, мотивировав тем, что оно поступило слишком поздно.  То есть наблюдатели отсутствовали на выборах по решению самого БДИПЧ, хотя Бюро проявило гибкость в схожих ситуациях с выборами в Сербии (21 июня), Польше (28 июня), Северной Македонии (15 июля) и Черногории (30 августа).

Г-н Министр,

Всего несколько дней назад страны Прибалтики ввели односторонние санкции против Белоруссии. ЕС размышляет над тем, чтобы сделать то же самое. Это говорит о том, что вместо того, чтобы содействовать внутреннему диалогу с властями, наши европейские партнеры приняли позицию одной из сторон в этом кризисе. Как же они после этого могут претендовать на право выступать в качестве посредников при его разрешении? Ведь все мы отлично помним, что произошло на Украине после того как три министра иностранных дел стран ЕС обманули Президента Януковича уже через несколько часов после того, как он подписал соглашение с оппозицией.

Как и в случае с Украиной в 2014 г., наши западные коллеги максимально широко эксплуатировали тему угрозы якобы «российского вмешательства». 28 августа Министр иностранных дел Литвы, выступая в Берлине, пугал журналистов тем, что он «не исключает военное вторжение России в Белоруссию». Наряду с этим Литва объявила о выдаче виз «всем притесняемым гражданам Белоруссии» и пригласила их к себе для учебы или работы. Не далее чем вчера все тот же Министр утверждал, что Литва не вмешивается во внутренние дела Белоруссии, но продолжит помогать белорусам, которым грозит «опасность». Интересно, предполагается ли применение такого же подхода к странам Прибалтики, учитывая, что сотни тысяч проживающих там русскоговорящих граждан сталкиваются с дискриминацией по национальному признаку?

Нам также известно, что ряд стран Европы, с Прибалтикой и Польшей в первых рядах, уже заявили о запуске программ с бюджетом в миллионы долларов США по финансированию общественной активности в Белоруссии – по сути это означает спонсорство смены режима. На самом деле, эта схема не нова, и она бы несомненно вызвала возмущение любой европейской страны, окажись она объектом таких усилий. Все это просто продолжает линию, которая уже на протяжении нескольких лет реализовывалась в отношении Белоруссии.  

Г-н Министр,

Раз делегация Украины также участвует в этой встрече, не могу не отметить, что изрядная доля агрессивной деятельности на территории Белоруссии управляется из соседней Украины, где к этому привлечены местные всем известные националисты и неонацистские группировки (в т.ч. организация «Тризуб» им. Степана Бандеры, «С14», «Национальный корпус», «Правый сектор»*). Эти объединения подстрекают к ведению радикальной деятельности в Минске и других белорусских городах, финансируя соответствующие мероприятия и настраивая тех, в ком они видят перспективных экстремистских лидеров, на применение силы в ходе демонстраций в белорусской столице.  По нашей информации, на территории Волынской и Днепропетровской областей Украины есть лагеря по тренировке таких лиц. Мы поделились с нашими белорусскими коллегами имеющимися у нас доказательствами того, что на территории их страны находятся около 200 экстремистов, прошедших тренировку на Украине. Белоруссии предлагается «майданный» сценарий, который и привел Украину к тому положению, в котором она находится сейчас.

Г-н Министр,

Что это, если не прямое вмешательство во внутренние дела государства-члена ООН?

Видим в этой ситуации явные двойные стандарты. Призываем всех прекратить вмешиваться во внутренние дела Белоруссиии, а также не навязывать этой стране и ее руководству никаких политических решений или посредничества. Принципиально важно, чтобы народ Белоруссии получил возможность самостоятельно решить свои внутриполитические проблемы. Сложно представить, что инициаторы этой встречи не понимают очевидное – попытки придать ситуации в Белоруссии международный характер могут лишь осложнить ситуацию и усугубить разногласия в обществе.  

Только сами белорусы могут решать судьбу своей страны – путем мирного и конструктивного политического диалога.

Благодарю Вас.

 

* организации, запрещенные в Российской Федерации