Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации В.С.Кирпиченко в ходе неформальной встречи членов СБ ООН по «формуле Арриа» по вопросу ответственности в Сирии

Уважаемые коллеги,

Важность задачи привлечения виновных к ответственности трудно переоценить. Ее успешное выполнение может помочь достичь долгосрочной стабильности и мира. При этом, однако, должен соблюдаться ряд важнейших условий.

Во-первых, усилия по борьбе с безнаказанностью должны быть вписаны в более широкий контекст национального примирения и не могут предрешать его исход. Во-вторых, подходящие механизмы для расследования и привлечения виновных к ответственности должны определяться соответствующим государством и его народом.

Увлечение международным уголовным правосудием, особенно в его «переходных» или «постконфликтных» формах, привело к ряду экспериментов, которые не отвечали этим важным условиям и едва ли могут считаться успешными. Во многих случаях такие механизмы служили инструментами смены режима.

В концептуальной записке к сегодняшнему заседанию упоминается «неспособность» СБ ООН передать сирийскую ситуацию в МУС.

Вспомним ситуации, когда такая передача состоялась – Ливию и Дарфур. Можно ли назвать работу МУС на этих треках полезной? Едва ли. Все, что мы наблюдаем на протяжении десятилетий – это смесь избирательного правосудия и абсолютной безрезультативности. Политизированный и предвзятый подход МУС не способствовал стабилизации ситуации ни в одной из упомянутых стран.

Ливийский сюжет заслуживает отдельного комментария. Дело против М. Каддафи было сфабриковано прокурором МУС за считанные дни. Страны НАТО использовали его как повод для свержения режима и осуществления масштабных бомбардировок, буквально уничтоживших некогда процветающую страну.

Как показало время, «неопровержимые доказательства», использованные в деле против ливийского лидера, оказались обычной подтасовкой. После скандальных публикаций в прессе это – общеизвестный факт. Легче ли от этого Ливии, которая все еще находится в руинах? Или, может быть, МУС приступил к расследованию случаев незаконных авиаударов НАТО, которые привели к жертвам среди мирного населения? Едва ли.

Роль МУС в ливийской ситуации это не просто история позора. Это преступление, приведшее к падению страны и многолетним страданиям ее народа. Те, кто допустил это своим участием в фабрикации ложных доказательств, должен понести ответственность. До этого все разговоры о будущей передаче СБ и других ситуаций в МУС – чистое лицемерие.

Вернемся к Сирии. Эта страна делает все возможное, чтобы положить конец насилию, бороться с террористами и нормализовать ситуацию на основе политического диалога.

Сирия не просила ООН о помощи в расследовании преступлений, совершенных на ее территории. Более того, в Дамаске недвусмысленно дали понять, что в таковом содействии не нуждаются. В этой связи хотели бы напомнить о содержании пункта 7 статьи 2 Устава. ООН не имеет права на вмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

Создание так называемого «Беспристрастного и независимого механизма по расследованию международных преступлений в Сирии» в отсутствие согласия Сирийской Арабской Республики или резолюции Совета Безопасности, принятой по Главе VII Устава ООН, грубо нарушило принципы суверенного равенства всех членов Организации и невмешательства в их внутренние дела, закрепленных в Статье 2 Устава.

Продавливание рядом государств – членов создания такого «механизма» Генеральной Ассамблеей привело к ситуации, при которой один из главных органов ООН вышел за пределы своих полномочий, закрепленных в Уставе Организации.

С учетом этих факторов резолюция 71/248 должна считаться ничтожной. Как следствие, все, чем «механизм» занимается после принятия этой резолюции, находится вне рамок Устава ООН и международного права. Любые сведения или собранные таким «механизмом» доказательства, не могут использоваться для целей какого-либо возможного национального или международного уголовного процесса.

Мы с уважением относимся к позиции делегаций, которые искренне хотят способствовать установлению справедливости в Сирии. Мы стремимся к тому же.

Российская Федерация последовательно отстаивает принцип, согласно которому решение вопросов привлечения к ответственности и наказания не должно идти в ущерб политическому урегулированию. Наоборот, эти два процесса должны содействовать друг другу. Российская Федерация привержена задаче скорейшего достижения мирного урегулирования в Сирии и прилагает для этого максимум усилий.

Благодарю Вас.