Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи в ходе видеоконференции членов СБ ООН по «формуле Арриа» по теме «Кибератаки против критической инфраструктуры»

Г-н Председатель,

Благодарим индонезийское председательство за усилия по внесению конструктивного вклада в многостороннюю дискуссию по международной информационной безопасности (МИБ).  Отметили присутствие на этой встрече уважаемых докладчиков, приветствуем их участие в обсуждении. Сегодня эта тема актуальна как никогда. В условиях коронавируса практически вся коммуникация перешла в электронный формат. Правительственные услуги, банки, больницы, школы и другие ключевые институты сейчас все больше полагаются на цифровую инфраструктуру. Но вместе с этим нарастают и различные политические, военные, террористические и преступные угрозы в этой области.

Еще большее сожаление вызывает то, что некоторые страны стремятся оправдать одностороннее давление и санкции в отношении других государств-членов, а также возможное применение силы против них под предлогом «полного и безусловного применения международного права, в частности гуманитарного права, в информационном пространстве». Сюда же можно отнести одиозную концепцию «превентивных военных киберударов», в основу которой легла искаженная интерпретация «права на самооборону» в киберпространстве. Также с обеспокоенностью отмечаем опасную тенденцию искусственным путем делить нормы на те, которыми государствам следует руководствоваться в «мирное время» и те, что применимы в условиях «вооруженного конфликта».

Мы полностью отвергаем эти концепции и выступаем за использование ИКТ исключительно в мирных целях. Конфликты в информпространстве нужно предотвращать, а не регулировать. ООН играет уникальную и незаменимую роль в этом процессе.

Г-н Председатель,

В этой связи позвольте поделиться рядом наблюдений.

1. Хотели бы подчеркнуть, что на данный момент не существует всеобщего консенсуса о том, как международное право может на практике применяться в цифровой сфере. Есть лишь общее понимание того, что она не является «зоной вне закона». Например, Устав ООН и Декларация о принципах международного права в целом применимы. Однако соответствующие группы экспертов ООН утверждают, что, так как ИКТ по своей природе уникальны, сохраняется необходимость продолжить изучение того, как именно нормы международного права должны применяться к использованию ИКТ государствами.  Более того, ими было подчеркнуто, что со временем могут быть выработаны дополнительные нормы. Эта хрупкая консенсусная формула далась тяжким трудом, ее ни в коем случае нельзя ставить под вопрос.

Пока что мы даже близко не подошли к пониманию принципов практического применения международного права в этой области. Все еще остаются пустоты и бреши. Очень показательно, например, что не существует общепринятых критериев, которые бы определяли понятия суверенитета или вредоносной активности в информационном пространстве, в том числе компьютерных нападений на информресурсы государств.  Если говорить о МГП, нет определения для «вооруженного конфликта» или «агрессии» при использовании ИКТ. Непонятно, как можно различать комбатантов и некомбатантов или как применять принципы различия, пропорциональности и гуманности.

С беспокойством отмечаем попытки представить национальные подходы по данному вопросу как уже готовое руководство к действию для международного сообщества. Любое «окончательное решение» обязательно должно стать результатом переговоров с участием всех государств-членов и должно быть одобрено всеобщим консенсусом.

2. Весь комплекс связанных с МИБ вопросов обсуждается в рамках Рабочей группы открытого состава (РГОС) Генеральной Ассамблеи ООН, которая обладает специальными характеристиками, позволяющими ей решать этот вопрос. Это единственный инклюзивный и демократический переговорный механизм по МИБ в рамках ООН, где все государства-члены могут озвучить свои озабоченности и поучаствовать в процессе принятия решений. Приоритетом является выработка всеобъемлющего, актуализированного свода универсальных правил, норм и принципов ответственного поведения государств в информационном пространстве и обоспечение непрерывного инклюзивного и транспарентного диалога по МИБ в рамках ООН.  В 2018 г. Генеральная Ассамблея ООН по инициативе Российской Федерации приняла базовый свод таких правил.

Призываем государства-члены к активному участию в подготовке итогового доклада РГОС.  В то же время, нельзя пытаться предвосхитить выводы, которые сделает РГОС ни в СБ ООН, ни в рамках каких-либо других ооновских механизмов. Кроме того, не видим добавочной ценности в том, чтобы заново обсуждать в СБ ООН то, что уже детально обсуждалось в соответствующих группах правительственных экспертов или в Рабочей группе открытого состава. Ведущую роль РГОС в этом процессе определили сами государства-члены. Поэтому считаем, что пока слишком рано приступать к реализации предложений, изложенных в цифровой «дорожной карте» Генерального секретаря о подготовке заявления государств-членов о доверии и безопасности.

3. Защита критической инфраструктуры крайне важна. Однако ее нельзя рассматривать в отрыве от более широкой цели по принятию упомянутых правил ответственного поведения государств. Как только они будут приняты, государства возьмут на себя обязательство не совершать атак на эту инфраструктуру. Список не должен ограничиваться медицинскими учреждениями, но распространяться и на другие сектора – образование, энергетику, транспорт, финансы и т.д.

4. Создание по инициативе России межправительственного комитета экспертов открытого состава для подготовки всеобъемлющей международной конвенциеи по противодействию использованию ИКТ в преступных целях стало еще одним шагом на пути к укреплению МИБ. Крайне важно объединить усилия и содействовать работе комитета конструктивным образом. 

5. Необходимо всячески поддерживать усилия по наращиванию потенциала, предпринимаемые под эгидой ООН и нацеленные на преодоление цифрового неравенства. Они крайне важны. Надеемся, что РГОС по МИБ в какой-то момент сможет сформулировать практические рекомендации, которые бы отвечали ожиданиям нуждающихся стран и которые будут эффективно претворены в жизнь.

В заключение хотел бы призвать все государства-члены к конструктивному участию в работе РГОС в интересах консолидации усилий по выстраиванию мирной ИКТ-среды во благо будущих поколений.

Благодарю Вас.