Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой в ходе видеоконференции членов СБ ООН по "формуле Арриа" по теме "Противодействие использованию СВУ против персонала миротворческих миссий"

Г-н Председатель,

Не вызывает сомнений, что обеспечение безопасности миротворцев является важнейшей задачей в ходе жизненного цикла любой ОПМ. Это особенно важно в условиях непростой обстановки в области безопасности, при которой миротворцы могут сталкиваться с ассиметричными угрозами. Самодельные взрывные устройства представляют собой один из основных видов вооружений в распоряжении негосударственных образований, включая террористов.

Миротворцы ООН не обладают мандатом для борьбы с террористической угрозой, и основная ответственность за безопасность ооновского персонала лежит на принимающей стороне. Поэтому важно нарастить сотрудничество и наладить диалог по этим вопросам между миротворческим присутствием и властями принимающей стороны. Сегодня очень востребовано международное содействие, направленное на расширение возможностей принимающих правительств по реагированию на такие вызовы как распространение оружия и боеприпасов, потеря военного снаряжения и оборудования, в т.ч. возможных материалов-прекурсоров СВУ.

Некоторые ОПМ особенно сильно подвержены подобным угрозам. Например, ситуация в Мали и Сахара-Сахельском регионе остается крайне затрудненной. Мы поддерживаем принятые по линии МООНСМА меры по защите гражданского населения и персонала миссии.

К таким странам относится и Сомали, где федеральное правительство и АМИСОМ сталкиваются с растущими угрозами СВУ в ходе борьбы против группировки «Аш-Шабааб». Призываем международное сообщество и соответствующие ооновские агентства нарастить поддержку в интересах борьбы с этим вызовом.

Служба ООН по вопросам разминирования (ЮНМАС) играет важную роль в глобальных противоминных усилиях. Россия последовательно поддерживает деятельность ЮНМАС. В 2019 г. мы внесли в бюджет ЮНМАС добровольный взнос в размере 1 000 000 долл. США. Наши специалисты тесно взаимодействовали с коллегами из ЮНМАС по разминированию в Сирии, а также по выработке международных стандартов для противодействия угрозе СВУ.

Российские вооруженные силы принимают активное участие в операциях по разминированию в целом ряде стран. Вновь подтверждаем нашу готовность делиться передовыми наработками и опытом в области гуманитарного разминирования и противодействия угрозам, связанным с использованием СВУ, в т.ч. по линии Международного противоминного центра при российском Министерстве обороны. Также тесно сотрудничаем с Женевским международным центром по гуманитарному разминированию.

Г-н Председатель,

Необходимо укреплять механизмы межгосударственного взаимодействия в области предотвращения и борьбы с преступлениями с использованием СВУ. Хотели бы подчеркнуть важность строгого выполнения резолюций СБ ООН 2370 и 2482, в т.ч. их положений о борьбе с незаконным производством, обладанием, хранением и торговлей взрывными устройствами и компонентами СВУ с целью недопущения их использования террористами.

Российская Федерация инициировала и стала спонсором первого в истории проекта по укреплению потенциала, нацеленного на изучение связи между терроризмом, оружием и преступностью под эгидой Контртеррористического управления ООН.

Хорошую площадку для обсуждения проблемы СВУ предоставляет Конвенция ООН по конкретным видам обычного оружия и ее дополненный «минный» Протокол 2.

Кроме того, хотели бы призвать все государства, которые еще этого не сделали, присоединиться к Конвенции о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала 1994 г. и Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г.

Также важно продолжать диалог между государствами-членами ООН и Мониторинговой группой (МГ) комитетов СБ ООН 1267/1989/2253 и 1988 с целью информирования экспертов о фактах и обстоятельствах использования террористами СВУ. Помимо этого, необходимо задействовать ресурсы Интерпола.

Г-н Председатель,

В заключение, позвольте подчеркнуть, что защита гражданских лиц в условиях вооруженного конфликта, а также обеспечение безопасности «голубых касок» - один из первостепенных приоритетов российской делегации. Крайне важно, чтобы Секретариат ООН тесно взаимодействовал с государствами-членами, в том числе по линии Комиссии по миротворчеству С-34, в вопросах обеспечения безопасности миротворцев. Ооновский персонал «на земле» должен обладать всеми необходимыми ресурсами, иметь доступ к медицинской помощи, получать актуальный инструктаж и тренинги, а также иметь в своем распоряжении прочие инструменты, которые позволят им выполнять свой мандат в неблагоприятных условиях. В то же самое время очевидно, что все эти усилия не смогут точечно решить проблемы, связанные с террористической угрозой и угрозой СВУ. Основная цель миссий – помочь ослабленным конфликтом принимающим странам развить потенциал для самостоятельного противодействия этим угрозам, а также для обеспечения полного контроля над своей национальной территорией и установления верховенства закона. Любое миротворческое присутствие – это в первую очередь инструмент ООН для достижения устойчивых политических решений.

Благодарю Вас.