Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации Н.В.Соколовой на неформальной встрече членов СБ ООН по «формуле Арриа» по «кибератакам» на критическую инфраструктуру

Уважаемые коллеги,

Российская Федерация стояла у истоков многосторонней дискуссии по международной информационной безопасности (МИБ). Еще в 1998 году мы подняли этот вопрос в Генассамблее ООН, добились того, что он на постоянной основе вошел в ее повестку дня. Мы уже почти двадцать пять лет является авторами соответствующей резолюции Генассамблеи, которая год от года принимается при широкой поддержке государств-членов. По нашей инициативе много лет работала сначала профильная группа правительственных экспертов по МИБ, а затем инклюзивная, открытая для всех государств-членов Рабочая группа ООН открытого состава.

Хочу напомнить, что наши западные коллеги всем этим инициативам долгое время сопротивлялись. Они сначала были против создания группы правительственных экспертов, потом последовательно голосовали в Генассамблее против РГОС по МИБ. Они внесли в Генассамблею, где десятилетие был консенсус по теме МИБ, раскол, пытаясь создать «спойлеры» российским инициативам. 

Это в том числе те страны, которые выступают организаторами сегодняшней «Аррии». Все вопросы, которые сегодня вынесены на обсуждение, рассматриваются полным составом Генассамблеи буквально в соседнем зале, где сейчас проходит заседание упомянутой РГОС. Что мешает обсудить их там, на профильной площадке? Об этом говорили сегодня и бразильские коллеги. В Генассамблее все 193 государства-члена Организации имеют возможность на равных обмениваться мнениями по широкому набору тем, включая все виды угроз в сфере МИБ, правила, нормы и принципы ответственного поведения государств, вопросы применимости международного права к сфере использования ИКТ и другие аспекты, о важности которых говорят организаторы сегодняшней «Аррии». Кстати, ряд заключений профильных структур, прежде всего по поводу якобы полной применимости международного права в информационном пространстве, были процитированы нашими западными коллегами умышленно искаженно. Международное сообщество пока не пришло к единому пониманию, как международное право применяется в ИКТ-сфере. Как раз по этому поводу идут дискуссии в РГОС. Очевидно, что практические шаги в целях формирования мирного и безопасного информационного пространства, а также мнение других стран на этот счет США и их союзников волнуют мало. Все, что им нужно – политический и пропагандистский эффект.

В этом контексте попытки западных делегаций обвинить Россию во всех «кибергрехах», перекладывая с «больной головы на здоровую», нас не удивляют. 

Их цель очевидна – прикрыть собственные агрессивные действия в информационном пространстве. Западные высокопоставленные должностные лица не то что не стесняясь, а с гордостью рассказывают о проведении наступательных операций с использованием ИКТ против нашей страны. Приведу ряд примеров. 

Согласно информации Федеральной службы безопасности Российской Федерации, с начала 2022 года было зафиксировано более пяти тысяч хакерских атак на критическую инфраструктуру нашей страны. Роль «плацдарма» для них и «испытательного полигона» для новых видов вредоносного программного обеспечения отведена Украине, в которую вливаются соответствующие финансовые средства, обучаются кадры, оказывается техническое содействие в наращивании наступательного потенциала. При этом западные спонсоры киевского режима предпочитают закрывать глаза на то, что созданная при их помощи группировка ITArmy of Ukraine уже начинает совершать преступления против их же граждан. Нам известно и о том, что США активно практикуют «сотрудничество» с различными международными хакерскими группировками. 

Мы все эти атаки, конечно, успешно отражаем. Но жертвой такой агрессии в ИКТ-сфере со стороны США может стать любое государство. За примерами вмешательства Вашингтона во внутренние дела других стран – причем даже их союзников, о чем последние предпочитают смиренно молчать – далеко ходить не приходится: мир прекрасно помнит разоблачения Эдварда Сноудена. Американскими спецслужбами налажена глобальная система использования шпионского программного обеспечения и перехвата персональных данных. В феврале этого года администрация Дж.Байдена продлила действие закона «О наблюдении за иностранной разведкой», который позволяет США вести неограниченную электронную слежку и перехват личных данных по всему миру в нарушение основополагающих прав и свобод.

Россия решительно выступает против т.н. «порядка, основанного на правилах» в информационном пространстве, который на самом деле означает «право сильного». Мы продолжаем предпринимать энергичные усилия для формирования мирной, безопасной, справедливой ИКТ-среды, в которой были бы защищены интересы всех государств вне зависимости от уровня их развития.

Мы последовательно выступаем за принятие универсального юридически обязывающего инструмента в сфере использования ИКТ. Вместе с соавторами мы внесли на рассмотрение Генассамблеи концепцию конвенции ООН об обеспечении международной информационной безопасности. Мы предложили инициативу по формированию глобального реестра контактных пунктов в сфере ИКТ, которая способствовала бы снижению напряженности в цифровой сфере, укреплению доверия и налаживанию контактов между компетентными ведомствами государств. Рассчитываем на скорейшее согласование ее параметров в рамках РГОС и приветствуем активные усилия, предпринимаемые в этих целях ее председателем, постпредом Сингапура Бурханом Гафуром. 

Уважаемые коллеги,

Как бы западные страны ни пытались изобразить себя поборниками МИБ, думаю, очевидно, что они попросту эксплуатируют эту тему в своих корыстных интересах, стремясь при этом сохранить «свободу рук». Россия же будет и далее отстаивать принципы формирования мирной и безопасной среды ИКТ в глобальном масштабе. Мы готовы к взаимодействию в этих целях со всеми конструктивно настроенными государствами. 

Благодарю Вас.