Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Заявление Постпредства России при ООН в связи с неучастием в видеоконференции членов СБ ООН по «формуле Арриа» по киберстабильности, предотвращению конфликтов и развитию потенциала, организованной Постпредством Эстонии 22 мая

В связи с тем, что делегации Великобритании, США и Эстонии нарушили установленную практику Совета Безопасности ООН, согласно которой все члены СБ принимают участие во встречах по "формуле Арриа" вне зависимости от того, одобряют ли они избранную для таких встреч тему, Постпредство России воздержалось от участия в организованном Постпредством Эстонии мероприятии, так как оно подрывает созданный в рамках ООН инклюзивный переговорный механизм. Ниже приведен текст подготовленного для мероприятия выступления.

***

Российская Федерация придает большое значение вопросам кибербезопасности. В этой связи мы поддерживаем инклюзивную дискуссию, которая проходит под эгидой Рабочей группы открытого состава (РГОС) Генеральной Ассамблеи ООН по достижениям в области информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности. Считаем, что, выстраивая дискуссию вокруг спорных концепций, которые не имеют широкой поддержки стран-участниц ООН, организаторы мероприятия подталкивают международное информпространство к разыгрыванию непредсказуемых и нежелательных сценариев.

Необходимо четко понимать, что конфронтацию в киберпространстве, как и пандемию COVID-19, невозможно удержать в локальных рамках – она неизбежно перешагнет любые границы.  Сейчас мир в буквальном смысле стоит перед выбором между «кибермиром» и «кибервойной». Это не метафора, а действительно жизненно важный вопрос. Право сделать этот выбор принадлежит всем государствам-членам ООН, вне зависимости от их потенциала. Это право не может быть узурпировано «элитарным» меньшинством, которое считает, что может самостоятельно регулировать информационное пространство.

Пандемия COVID-19 сильно изменила нашу жизнь и весьма оправданно заняла место в центре текущей повестки дня ООН. Однако это также служит напоминанием о том, что международная информационная безопасность (МИБ) является не менее важным вопросом для всего существования человечества. Ввиду кризиса COVID-19 практически вся коммуникация, будь то личная или общественная, перешла в электронный формат. Правительственные услуги, банки, больницы, школы и другие ключевые институты сейчас вынуждены всецело полагаться на цифровую инфраструктуру.

Мировая зависимость от информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) достигла беспрецедентных масштабов. Вопросы безопасного использования ИКТ стали приоритетами национальной политики государств по всему миру. Несмотря на политические разногласия и экономические расхождения, все государства-члены ООН в равной степени уязвимы перед лицом этой угрозы, на которую необходимо выработать глобальный ответ.

Особое беспокойство вызывает установка этого «элитарного» меньшинства на военизацию киберпространства путем продвижения концепции «превентивных военных киберударов», в т.ч. по жизненно важной инфраструктуре.

Поводом для еще большего сожаления становится то, что определенные страны эксплуатируют предлог «полного и безусловного применения международного права в информационном пространстве», включая международное гуманитарное право, в попытке оправдать одностороннее давление и санкции в отношении других государств-членов, а также возможное применение силы против них.

Мы полностью отвергаем эти концепции и выступаем исключительно за мирное использование ИКТ. ООН играет уникальную и незаменимую роль в этом процессе. Только она может сформулировать действительно глобальную реакцию и обеспечить равноправное участие всех сторон. Мы отдаем должное ценному вкладу региональных организаций, однако считаем, что глобальные усилия не должны фрагментироваться по региональным границам или внутри отдельных «групп по интересам».

Уверены, что достижение «кибермира» – реалистичная цель, которую, однако, можно достичь, только избрав путь консенсуса и работая через инклюзивные механизмы, например РГОС по МИБ, которая специально нацелена на решение этого вопроса. Чтобы ускорить процесс, мы должны сосредоточить наши усилия на следующих приоритетных направлениях.

1. Выработка обширного, ориентированного на сегодняшние реалии свода правил, норм и принципов ответственного поведения государств в информационном пространстве. Призываем все государства-члены принять активное участие в составлении итогового доклада РГОС по МИБ с тем, чтобы он охватывал новые, основанные на консенсусе правила поведения и отсылал к необходимости продолжить регулярный институциональный диалог по МИБ под эгидой ООН. Складывающаяся на данный момент динамика и растущая потребность в улучшении системы МИБ среди государств формируют предпосылки для рассмотрения выработки юридически обязующего инструмента по МИБ в будущем.

2. Дальнейшее изучение того, как международное право может практически применяться в информпространстве. Цифровое поле  не является нерегулируемой сферой, однако по-прежнему не существует универсального консенсуса – или даже понимания – по этому вопросу. И хотя ранее Группа правительственных экспертов (ГПЭ) по достижениям в области информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности договорилась о применимости международного права, в частности Устава ООН, эксперты также отметили, что способы применения этих норм к поведению государств и использования ИКТ требуют дальнейшей проработки. Более того, было подчеркнуто, что, учитывая уникальные характеристики ИКТ, со временем могут возникнуть дополнительные нормы. В 2015 ГПЭ подтвердила, что общее понимание вопросов применения международного права к использованию государствами ИКТ имеет большую значимость для создания открытой, безопасной, стабильной, доступной и мирной ИКТ-среды. Выработать эту хрупкую консенсусную формулу удалось не без труда, и рушить ее ни в коем случае нельзя.  

С беспокойством отмечаем попытки некоторых государств или их групп представить свои национальные воззрения как уже готовое руководство к действию для международного сообщества. Любое «окончательное решение» обязательно должно стать результатом переговоров с участием всех государств-членов, которые должны вестись на соответствующих ооновских площадках и завершаться всеобщим консенсусом. Такая работа ведется в РГОС, и мы не должны пытаться предрешить ее итоги.

3. Создание Россией Межправительственного экспертного комитета открытого состава для работы над международной конвенцией по противодействию использованию ИКТ в преступных целях стало еще одним шагом на пути к установлению «кибермира». Крайне важно объединить усилия и содействовать работе комитета конструктивным образом.  

4. Обеспечение создания равноправной и справедливой системы МИБ, где будут учитываться интересы всех стран вне зависимости от их потенциала. Необходимо всячески поддерживать усилия по наращиванию потенциала, предпринимаемые под эгидой ООН и нацеленные на преодоление цифрового неравенства. Надеемся, что РГОС по МИБ в какой-то момент сможет сформулировать практические рекомендации, которые бы соответствовали ожиданиям нуждающихся стран и которые будут эффективно претворены в жизнь.

Пандемия COVID-19 научила нас всех тому, что жизнь человека важнее любых политических дивидендов. Российская Федерация уверена, что именно такое отношение должно транслироваться на наши совместные усилия по выстраиванию мирной ИКТ-среды во благо будущих поколений.