Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Вступительное и заключительное слово Постоянного представителя В.А.Небензи в ходе видеоконференции членов СБ ООН по «формуле Арриа» по теме «Реализация принятого в 2015 г. Комплекса мер по урегулированию на Украине: год c момента проведения "нормандского" саммита в Париже»

Вступительное слово:

Уважаемые коллеги,

Благодарю вас за то, что согласились принять участие в этом мероприятии.

Как следует из названия, наша встреча посвящена прогрессу в реализации комплекса мер, принятого в соответствии с Минскими договоренностями. Как вам известно, Совет Безопасности в резолюции 2202 (2015) высказался в поддержку этих соглашений. Других правовых рамок для урегулирования внутреннего украинского конфликта попросту не существует. Хотели бы напомнить, что в основу урегулирования заложен принцип необходимости прямого диалога между украинскими сторонами – Киевом, Донецком и Луганском – в рамках Трехсторонней контактной группы, учрежденной согласно Минским договоренностям. Процесс также предусматривает четкую последовательность шагов, которую сторонам предстоит выполнить.

Необходимость диалога между сторонами конфликта – это базовое требование для любого дипломатического урегулирования. Тому есть много примеров. Совет Безопасности ООН поддерживает диалог между правительством и оппозицией в Сирии, Йемене, Ливии. Члены СБ не сторонятся контактов с Фронтом ПОЛИСАРИО в контексте западносахарского урегулирования, или, например, с представителями Северного Кипра.

И только к ситуации на востоке Украины такой подход не применяется. Киев всячески стремится избежать прямых контактов с представителями Донбасса, называя их террористами, «российскими марионетками», отказывая им даже в возможности обратиться к международному сообществу. Все это нужно для того, чтобы представить этот конфликт как конфликт Украины с Россией, а не с собственными гражданами, чтобы списать все на якобы «российскую агрессию», а не на собственное нежелание и неспособность урегулировать конфликт.

Не будет откровением сказать, что украинская сторона саботировала Минские договоренности раньше и продолжает делать это сейчас, руками нового руководства. Приведу конкретный пример: 12 июня 2020 г. Вице-премьер Украины А.Ю.Резников назвал Минские соглашения утратившими силу, в связи с «окончанием срока действия» в 2015 г. В октябре Президент В.А.Зеленский сам признал, что он не удовлетворен форматом минского процесса, на который он ссылался как на вызванную войной необходимость. 8 ноября глава делегации Украины в Минской контактной группе Л.М.Кравчук открыто заявил, что стратегия Киева заключается в изменении порядка согласованных шагов. Вследствие этого в приоритете должно оказаться восстановление контроля над территорией, а не политические положения Минских соглашений, реализация которых будет отвечать ожиданиям населения.

Еще одна тревожная тенденция, о которой стоит упомянуть в этом контексте, – это попытки представить формат «нормандской четверки», в которую входят Украина, Россия, Франция и Германия, как единственную «реальную» основу для украинского урегулирования. Это в корне меняет логику дипломатических усилий, которые предпринимались на этом треке с самого начала, заключающуюся в том, что саммиты «нормандского формата» не подменяют минский процесс, а лишь проводят обзор достигнутого Киевом, Донецком и Луганском прогресса. Это становится совершенно очевидно, если обратиться к результатам последнего саммита четверки, который состоялся в Париже 9 декабря 2019 г. По итогам встречи Президент Украины В.А.Зеленский, Президент Франции Э.Макрон, Федеральный канцлер Германии А.Меркель и Президент Российской Федерации В.В.Путин приняли «Совместно согласованные итоги». О том, каких из этих итогов удалось достичь за минувший год, нам расскажут сегодня докладчики.

Мы также были бы рады, если бы в качестве докладчика сегодня выступил представитель Правительства Украины. Я направил соответствующее письмо с просьбой о содействии Постоянному представителю Украины при ООН, однако ответа на него до сих пор не последовало.

Крайне возмущены действиями наших немецких и французских коллег, участников «нормандского квартета», которые сделали все возможное, чтобы бойкотировать эту встречу под тем предлогом, что она не подпадает под «нормандский формат». Кроме того, они, не жалея сил, убеждали другие делегации отказаться от участия. Такое поведение недостойно само по себе, однако оно еще и противоречит установленной практике Совета Безопасности ООН, согласно которой встречи по «формуле Арриа» не должны блокироваться или саботироваться, какой бы ни была заявленная тема.

Эти попытки частично увенчались успехом – как вы видите, западные коллеги решили проигнорировать наше мероприятие. В этой связи напрашивается вопрос: чего они боятся? Почему не хотят ни слушать представителей Донбасса, ни говорить с ними? Ведь это же люди, и они как минимум заслуживают того, чтобы их выслушали. Почему же им отказывают в законном праве высказаться? Западные коллеги утверждают, что они не хотят «легитимизировать» Донецк и Луганск.

Хотел бы отметить, что представители Донбасса, которые будут выступать сегодня – это именно те люди, что представляют интересы Донецка и Луганска в Минской контактной группе. А наш третий докладчик, М.Б.Погребинский, – политолог из Киева. Почему бы не выслушать его? Он-то в чем провинился?

Коллеги даже настояли на том, чтобы эта встреча не транслировалась на сетевых ресурсах ООН, хотя это нормальная практика для мероприятий СБ по «формуле Арриа». Это говорит об их страхе перед правдой о том, что действительно происходит на Донбассе. Они бы предпочли и вовсе «заткнуть рот» его жителям. Тем не менее, онлайн трансляция этой встречи ведется на канале Постпредства в «YouTube», о чем мы уведомили широкую общественность.

Кстати, это не первый случай, когда наши коллеги по Совету Безопасности поступают подобным образом. 30 октября 2018 г. делегации Франции, Нидерландов, Перу, Польши, Швеции, Великобритании и Соединенных Штатов заблокировали участие в одном из заседаний представительницы Луганского избирательного органа власти Е.В.Кравченко несмотря на то, что целью заседания было обсуждение продолжавшегося на тот момент электорального процесса. Как вы понимаете, правда – не самый ценный ресурс для этих стран.

Случившееся сегодня компрометирует роль Берлина и Парижа как посредников в разрешении украинского кризиса и говорит о том, что они больше заинтересованы в том, чтобы «покрывать» действия киевских властей. Это вызывает вопросы о практической целесообразности дальнейших саммитов в «нормандском формате». Без реализации положений Минских договоренностей всеми сторонами, такие саммиты, как представляется, не несут никакой добавленной стоимости.

Позвольте теперь представить наших докладчиков: Н.Ю.Никонорова и В.Н.Дейнего, представители Донецкой и Луганской областей в Минской контактной группе, а также М.Б.Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии.

 

Заключительное слово:

Г-н Погребинский, Вы сомневались, следует ли в этой ситуации быть оптимистом. Думаю, да. Мы все должны быть оптимистами. Что бы ни случилось, нужно надеяться на лучшее – что мы сможем прийти к урегулированию, которое будет отвечать стремлениям всех участников.

Сегодня члены СБ ООН и другие присоединившиеся к нам делегации приняли участие в важнейшем мероприятии, в ходе которого прозвучал голос представителей Донбасса, а также оценки политолога из Киева. Это особенно важно на фоне того, что позиции представителей Донбасса как правило игнорируются или же подлежат серьезным искажениям. Эта встреча не преследовала цели продвигать сепаратизм, хотя официальный Киев и наши западные коллеги наверняка будут это утверждать. Мы собрались здесь, чтобы дать обзор выполнению Минских соглашений, причем сделать это при помощи людей, наиболее заинтересованных в успехе этого процесса.  

Думаю, общим мотивом прозвучавших выступлений стало то, что у Минских соглашений, получивших поддержку Совета Безопасности ООН, на сегодняшний день нет альтернативы. Их реализация – единственный путь, который может привести к урегулированию.

Нам неоднократно приходилось опровергать заявления Украины, которым вторил ряд западных коллег, что Россия якобы нарушает Минские договоренности. Что же, сегодня вы из первых рук получили информацию, намного более ценную, чем любые подобные обвинения. Именно поэтому Киев, при поддержке Берлина и Парижа, сделал все возможное, чтобы не дать этой встрече состояться, а потом и сам отказался от участия в ней. Как известно, правда глаза колет, а прозвучавшие сегодня выступления – это та самая правда, очень неудобная для Украины и западных коллег, против которой им нечего возразить. Вместо этого они предпочитают «пускать дым в глаза», прикрывая таким образом свою неспособность принять участие в предметной дискуссии.

Все это очень прискорбно. Мы бы хотели, чтобы наши украинские соседи жили в благополучии и процветании. Однако вместо Украины, которую мы когда-то знали и любили, мы видим какую-то «анти-Россию», где игнорируют действительность, отказываются прислушаться к голосу русскоязычного населения (в особенности на востоке страны). Наша встреча продемонстрировала, что эта тенденция, пагубная в первую очередь для самой Украины, по-прежнему сохраняется. Это вызывает огромное сожаление, однако мы не оставим попыток призвать Украину к выполнению своих обязательств и следованию принятым договоренностям. Другого способа выйти из внутреннего кризиса для этой страны попросту нет. Для достижения этой цели необходим диалог, и мы продолжим настраивать Киев на ведение такого диалога со своим собственным народом. Мы все должны четко понимать: если не сделать этого, альтернатива всего одна. Об этом даже не хочется говорить, однако придется. Эта альтернатива – война, и ее нужно избегать любой ценой. Боюсь, что это не преувеличение, а суровая реальность. Давайте не будем об этом забывать.

Благодарим наших докладчиков. Все сказанное ими сегодня обладает особой значимостью, поэтому мы уверены, что эта встреча была крайне полезной, и рады, что она состоялась. Также благодарим все делегации, которые приняли в ней участие. Что касается тех, кто бойкотировал эту «формулу Арриа», они обличили сами себя и откровенно примкнули к одной из сторон, вместо того чтобы выступать в качестве беспристрастных посредников. Мы учтем это в дальнейшей работе. Тем не менее, есть одна вещь, за которую я бы хотел поблагодарить всех тех, кто не присоединился к нам сегодня. Благодаря их отсутствию наши докладчики получили больше возможностей высказаться в ходе этой встречи.

Еще раз благодарю всех участников. Мы обязательно найдем возможности собраться для подобной дискуссии и в будущем.