Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации А.В.Антоновой в Шестом комитете 77-й сессии ГА ООН по пункту повестки дня «Дипломатическая защита»

Г-н Председатель,

Благодарим Генерального секретаря за компиляцию комментариев государств относительно целесообразности разработки Конвенции на основе принятых Комиссией международного права ООН (КМП) проектов статей о дипломатической защите.

Рассматриваем данные проекты статей КМП как сбалансированный документ, вносящий полезный вклад в кодификацию и прогрессивное развитие международных норм о защите государством личных и имущественных прав своих граждан, в случае их нарушения в результате международно-противоправного поведения другого государства.

Дипломатическая защита является действенным механизмом урегулирования последствий международно-противоправного деяния, совершенного государством в отношении иностранного физического и юридического лица вследствие нарушения международных стандартов обращения, повлекшего причинение ущерба указанным лицам или наступления последствий, которые государство может квалифицировать как нарушение своих собственных интересов для привлечения к ответственности.

В случае дипломатической защиты государство выступает в качестве самостоятельного субъекта, а не как представитель физического или юридического лица. Речь идет о нарушении норм международного права, за которые установлена международно-правовая ответственность.

Удовлетворены тем, каким образом в статье 1 проектов статей КМП о дипломатической защите сформулированы определение самого понятия дипломатической защиты и сферы ее применения. Из нее следует ответственность государства за вред, причиненный иностранному физическому либо юридическому лицу, вследствие его действия либо бездействия. Дипломатическая защита рассматривается как процедура, используемая государством гражданства лиц, которым причинен вред с целью обеспечить защиту этих лиц и получить возмещение за совершенное международно-правовое деяние.

В статье 5 содержатся важные положения о непрерывности гражданства физического лица как необходимого условия для предоставления государством дипломатической защиты, т.е. лицо должно обладать гражданством этого государства на момент причинения вреда и в день официального предъявления требования. Такие нормы служат гарантией от злоупотреблений посредством поиска «удобного» гражданства для целей дипломатической защиты.

С удовлетворением отмечаем то, как в статье 9 проекта статей о дипломатической защите сформулированы критерии определения государственной принадлежности корпорации. КМП постаралась предупредить ситуации, когда претендовать на дипзащиту одной и той же корпорации будут сразу несколько государств.

Рассматриваем статьи КМП о дипломатической защите как оптимальное подспорье для разработки на его основе международного договора в данной области.

Благодарю за внимание.