Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации М.И.Шабалтаса в Шестом Комитете 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по пункту повестки дня «Меры по ликвидации международного терроризма»

Г-н Председатель,

Прежде всего, хотели бы и пожелать Вам и членам Бюро успешной и плодотворной работы в ходе 74-й сессии Генеральной Ассамблеи.

Выражаем признательность Генеральному секретарю за подготовку очередного доклада о прогрессе в реализации Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма. Этот документ содержит наиболее актуальную информацию об усилиях государств по выполнению их международно-правовых обязательств, касающихся борьбы с терроризмом. Отчеты о проделанной работе на этом направлении из года в год предоставляет в Секретариат и наша страна.

Г-н Председатель,

Нынешняя ситуация в сфере антитеррористической безопасности характеризуется, прежде всего, расширением влияния крупнейших террористических формирований на ход вооруженных конфликтов и формированием новых плацдармов терактивности в некогда спокойных регионах.

После военного поражения в Сирии и Ираке руководство ИГИЛ канализировало ключевые ресурсы на перегруппировку, совершенствование идеологической базы и поиск людских ресурсов для создания разветвленной сети «спящих ячеек» по всему миру. Игиловцы стремятся укрепить свои позиции в Афганистане, сформировать боеспособные отряды в Южной Азии, нарастить присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе, продолжить взаимовыгодное сотрудничество с различными тергруппировками в Северной и Западной Африке, а также расширить подрывную деятельность в странах Европы. На фоне перерождения проекта террористического псевдо-халифата «Аль-Каида» также стремится восстановить позиции и вновь заявить о себе кровавыми атаками.

В этих условиях лишь возрастает актуальность российской инициативы по формированию единого антитеррористического фронта, действующего под эгидой ООН на базе принципов, закрепленных в ее Уставе. Выступаем за добросовестное антитеррористическое сотрудничество, отказ от «двойных стандартов», скрытых повесток дня, использования тергруппировок для достижения политических и геополитических целей. Недопустимы нарушения международного права, военная агрессия в отношении суверенных государств, вмешательство в их внутренние дела, в том числе под предлогом борьбы с терроризмом или под лозунгами предупреждения экстремистских проявлений.

Г-н Председатель,

Хотели бы поделиться некоторыми соображениями по существу актуальных проблем антитеррора, имеющих отношение к компетенции Шестого комитета. 

На сегодняшний день перед международным сообществом наиболее остро стоят проблемы репатриации, судебного преследования, реабилитации и реинтеграции иностранных террористов-боевиков (ИТБ) и членов их семей. В свою очередь, убеждены, что правосудие над террористами должно вершиться в национальных юрисдикциях с опорой на принципы неотвратимости наказания и его соразмерности совершенному преступлению. Международное сотрудничество на этом направлении необходимо строить в условиях неукоснительного соблюдения соответствующих положений универсальных антитеррористических конвенций, в том числе закрепленного в них принципа «либо выдай, либо суди». 

Россия последовательно выступает в пользу передачи ИТБ, задержанных на сирийской территории, законным властям этой страны. Попытки наделить различные группировки правом охранять зоны содержания боевиков и, тем более, решать их судьбу являются противозаконными. В то же время предостерегаем партнеров от соблазна возложить всю ответственность по работе с указанной категорией лиц на государства, пострадавшие от вооруженных конфликтов, или же вовсе самоустраниться от решения проблемы.

Незаконно находящиеся на территории Сирии и Ирака члены семей ИТБ, не являющиеся подозреваемыми в причастности к террористической деятельности, должны быть в предельно короткие сроки репатриированы в страны своего гражданства. 

Принципиально важно максимально широко задействовать существующие международные договора с целью осуществления взаимной правовой помощи и экстрадиции террористов. Кроме того, обращаем внимание на то, что в рамках последнего обзора Глобальной контртеррористической стратегии ООН (ГКС) Генеральная Ассамблея призвала все государства сотрудничать на основе принципа взаимности в отсутствие таких договоров. В этой связи также напоминаем о нашем предложении приступить к усовершенствованию существующих механизмов экстрадиции. В целом же в контексте проблемы ИТБ выступаем в пользу выработки дополнительных способов обмена информацией о перемещении боевиков.

Г-н Председатель,

Убеждены, что в фокусе внимания также должны оставаться принципиально важные задачи выработки коллективных мер по купированию различных видов подпитки терроризма – кадровой, материально-финансовой и, конечно же, оружейной. 

За последние несколько лет Совет Безопасности значительно продвинулся в разработке новых требований к государствам в части противодействия попаданию оружия в руки террористов. В этой связи отмечаем особое значение резолюций 2370, 2462 и 2482. 

Тем не менее, тергруппировки на Ближнем Востоке и по сей день продолжают получать продукцию военного назначения от внешних спонсоров, не гнушающихся ответственностью за чудовищные преступления, совершаемые с ее использованием. Хотели бы вновь предостеречь все государства от передачи радикальным элементам т.н. «нелетальной помощи», которая зачастую поставляется в зоны конфликтов под предлогом содействия «умеренной оппозиции». 

Вынуждены также констатировать, что одной из наиболее тревожных тенденций последнего времени стало использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) различными террористическими группировками. Боевики умело переоборудуют гражданские БПЛА в боевые, обмениваются опытом сборки и конкретными схемами через Интернет, используют бреши в механизмах контроля над технологиями двойного назначения. 

Г-н Председатель,

Хотелось бы также особо отметить важность коллективных усилий по противодействию идеологической экспансии современного терроризма и предотвращению вербовки террористов через Интернет. Создание односторонних механизмов и искусственных барьеров на пути сотрудничества между государствами, а также государственно-частного партнерства в вопросах борьбы с распространением террористического контента помогает террористам успешно использовать «тихие гавани» в онлайн-пространстве. 

Вести борьбу с пропагандой терроризма необходимо на коллективной основе. Разумеется, нельзя забывать и про тех, кто уже попал под влияние идеологии насилия и террора. Наряду с мерами правоохранительного характера требуется запуск контрпропагандистских кампаний с подключением авторитетных экспертов и религиозных лидеров. Эта работа должна вестись на базе резолюции СБ 2354 и включенных в нее «Всеобъемлющих международных рамок» по борьбе с идеологией терроризма.

Выступаем за дальнейшую выработку единых стандартов в данной области, опирающихся на существующую международно-правовую базу в сфере антитеррора и признающих ведущую роль государств и их компетентных органов в противодействии терпрораганде, в том числе в Интернете.

Согласны с тем, что в рамках борьбы с терроризмом и различными формами экстремизма необходимо уделять должное внимание вопросам соблюдения прав человека с оглядкой на гендерную и молодежную проблематику. К слову, особое значение это приобретает в контексте возвращения родственников ИТБ на родину. Тем не менее, стоит отдавать себе отчет в том, что спекуляции на правозащитной почве и смещение акцентов на второстепенные темы не идут на пользу антитеррористическому сотрудничеству в рамках ООН. 

Также выражаем разочарование в связи с продолжающейся растратой ресурсов профильных структур Организации на крайне спорную концепцию противодействия насильственному экстремизму (ПНЭ). Призываем их руководствоваться вспомогательной ролью проблематики ПНЭ по отношению к антитеррору и не «штамповать» этот ярлык на свои обычные проекты в угоду требованиям доноров.

Российская Федерация готова к запуску полноценного диалога в целях выработки единых подходов на антиэкстремистском треке. В этой связи предлагаем всем заинтересованным государствам присмотреться к международно-правовым рамкам такой работы, заложенным в новаторской Конвенции ШОС по противодействию экстремизму. Напоминаем, что этот инструмент открыт для присоединения всех государств.

Г-н Председатель,

Исходим из необходимости адекватного обеспечения работы Управления ООН по контртерроризму (УКТ), на которое Генеральная Ассамблея возложила целый комплекс непростых задач, прежде всего касающихся повышения потенциала нуждающихся стран. Абсолютно неприемлемы ситуации, когда в отношении профильных структур ООН применяются методы диктата и шантажа, в том числе финансового. 

Убеждены, что проектная деятельность УКТ должна осуществляться исключительно по просьбе самих государств с опорой на ГКС, профильные резолюции Совета Безопасности и рекомендации антитеррористических комитетов СБ.

В свою очередь, намерены продолжать оказывать активную поддержку УКТ, содействуя укреплению его оперативного потенциала и финансируя широкий круг проектов техсодействия. Так, на основе очередного ежегодного взноса России в ближайшее время будет запущена новая программа Управления, нацеленная на противодействие оружейной подпитке террористов. 

Убеждены, что работа на этом и многих других направлениях не возымеет должного эффекта без тесной координации с региональными организациями. В этой связи приветствуем укрепление сотрудничества между Управлением и Антитеррористическим центром СНГ, Региональной антитеррористической структурой ШОС, а также ОДКБ. Востребованность их наработок и готовность содействовать профильным усилиям Всемирной организации были ярко продемонстрированы в ходе министерских дебатов СБ, состоявшихся в рамках российского председательства в Совете 25 сентября.

Г-н Председатель,

Обеспечить эффективность антитеррористического сотрудничества возможно только при условии поступательного развития и укрепления его договорно-правовой базы. Необходимо не только расширять круг участников профильных универсальных конвенций и протоколов, но и повышать результативность их осуществления. Важным сигналом международному сообществу мог бы стать выход на согласование Всеобъемлющей конвенции о международном терроризме. Россия по-прежнему готова активно участвовать в поиске компромиссных развязок по несогласованным формулировкам проекта этого документа.

Благодарю за внимание.