Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на заседании Четвертого комитета Генеральной Ассамблеи ООН по пп. 50-61 Повестки 75-й сессии ГА ООН

Г-н Председатель,

Разрешите поздравить Вас и всех членов Бюро Четвертого Комитета с избранием в его состав.

Поскольку в этом году обстоятельства вынуждают нас сократить время общих прений, наше выступление построено по порядку пунктов повестки дня Генассамблеи.

Международное сотрудничество в исследовании космического пространства в мирных целях (п. 51)

Основой для обсуждения проблематики исследования и использования космического пространства являются общепризнанные принципы и нормы международного космического права, кодифицированные, в частности, в Договоре по космосу 1967 года.

Отмечаем важность развития широкого международного сотрудничества в вопросах исследования и использования космического пространства при центральной, координирующей роли ООН – при полном и эффективном задействовании потенциала Комитета по использованию космического пространства в мирных целях.

Выступаем против трактовки норм международного права, которая исключает или ставит под сомнение императивность принципов статей 1 и 2 упомянутого Договора. Согласно им: исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, является «достоянием всего человечества»; космическое пространство «открыто для исследования и использования всеми государствами без дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел». Оно «не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами». Эти принципы были подтверждены и в принятой консенсусом Декларации 1970 года о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Любые попытки осуществления ревизии или подмены этих принципов и норм под видом их толкования недопустимы.

Обеспокоены наметившейся тенденцией к закреплению в политике отдельных государств подходов вне рамок ООН в вопросах создания режима освоения и использования космических ресурсов. Исходим из того, что в отношении космических ресурсов, включая ресурсы Луны и иных небесных тел, как неотъемлемой части космического пространства, в полной мере применимы принципы и нормы Договора по космосу 1967 года. Выступаем в поддержку всестороннего, предметного и открытого обсуждения данной проблематики в рамках ООН и ее Комитета по использованию космического пространства в мирных целях. Важно не допустить превращения космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, в арену международных разногласий и конфликтов.

Искусственное форсирование согласования правил и стандартов деятельности в области космических ресурсов со ссылкой на интересы бизнеса, грозит серьезными рисками. Подчеркиваем, что согласно Договору деятельность неправительственных юридических лиц в космическом пространстве может осуществляться исключительно в соответствии с его нормами, с «разрешением и под постоянным наблюдением соответствующего государства», несущего за такую деятельность международную ответственность.

Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (п.52)

В условиях продолжающихся на Ближнем Востоке кризисов, усугубленных пандемией коронавируса, палестинские беженцы все больше зависят от помощи международного сообщества. Россия придает особое значение деятельности БАПОР и высоко ценит вклад Агентства в облегчение положения палестинских беженцев, налаживание образования, здравоохранения и социальных услуг для миллионов из них в секторе Газа, на Западном берегу реки Иордан, в Ливане, Иордании и Сирии.

Гуманитарная работа Агентства должна быть продолжена до тех пор, пока не будет найдено справедливое решение проблемы беженцев, которая является одним из составных компонентов всеобъемлющего урегулирования палестинского вопроса. Последовательно отстаиваем необходимость адекватного ресурсного обеспечения деятельности БАПОР.

Особенно ценим тот факт, что, в отличие от многих международных структур, задействованных на гуманитарном направлении, Агентству на протяжении многих лет удается выдерживать весьма сбалансированную и непредвзятую линию, и, несмотря на внешнее давление, избегать политизации своих усилий и эффективно выполнять свой мандат.

В принципиальном плане Россия как постоянный член СБ ООН и активный участник «квартета» международных посредников исходит из того, что оказание содействия и поддержка работы БАПОР служат делу продвижения процесса ближневосточного урегулирования на общепризнанной международно-правовой основе в интересах реализации концепции построения двух государств, живущих бок о бок в мире, безопасности и сотрудничестве.

Миротворческие операции и спецполитмиссии (пп. 54-55)

Рассматриваем деятельность миротворческих операций и спецполитмиссий ООН в качестве ключевого инструмента поддержания международного мира и безопасности.

Ценим усилия Секретариата ООН по обеспечению безопасности персонала миссий ООН в период пандемии, отмечаем меры по продолжению их эффективной работы в непростых эпидемиологических условиях.

Несмотря на все текущие беспрецедентные обстоятельства, важно, чтобы дальнейшая эволюция миротворческих операций и спецполитмиссий осуществлялась в верном направлении, в соответствии с решениями государств-членов. Во главе угла должно оставаться уважение суверенитета принимающих государств, соблюдение целей и принципов Устава ООН.

Для «голубых касок» незыблемым остается соблюдение базовых принципов миротворчества: согласие сторон, беспристрастность и неприменение силы, кроме случаев самообороны и защиты мандата.

Важно не забывать, что первостепенной задачей миссий ООН является мирное урегулирование конфликтов политическими средствами, как это закреплено в Уставе ООН.

Мы поддержали призыв Генерального секретаря к глобальному прекращению огня. Это обеспечило необходимую основу для продолжения посреднических усилий по поощрению конфликтующих сторон к достижению политических развязок и продвижению процессов национального примирения. Несмотря на временные трудности, вызванные пандемией, важно сохранить те успехи, которые уже достигнуты в осуществлении мирных соглашений.

Важнейшей составляющей успеха любого полевого присутствия является конструктивное и эффективное сотрудничество с принимающей стороной, основанное на взаимном доверии.

Полагаем необходимым и далее совершенствовать трехстороннее сотрудничество между Советом Безопасности, странами-поставщиками контингентов и Секретариатом для укрепления партнерства и сотрудничества.

В ходе последней сессии Спецкомитета по миротворчеству (С-34) было согласовано, что продвижение инициативы Генсекретаря "Действия в поддержку миротворчества" (A4P) должно осуществляться в соответствии с мнениями и рекомендациями государств-членов, которые были озвучены в том числе в ходе мероприятия высокого уровня в сентябре 2018 года.

Структура докладов С-34 была приведена в соответствие с основными тематическими элементами А4Р. Рассчитываем, что именно согласованные в докладе рекомендации и решения будут служить основой для Секретариата в его последующей деятельности на миротворческом треке.

Вопросы, связанные с информацией (п.56)

Отмечаем оперативные шаги Секретариата по адаптации информационно-коммуникационной деятельности ООН – как функциональной, так и содержательной – к реалиям глобальной пандемии коронавируса. Приветствуем усилия Замгенсекретаря по глобальным коммуникациям М.Флеминг на этом направлении.

Понимая важность введенных в Штаб-квартире ограничений, призываем Секретариат обеспечить максимально комфортные условия для работы аккредитованных при ООН cредств массовой информации, а также их поэтапное возвращение к нормальному функционированию.

Признаем значимость борьбы с дезинформацией в период пандемии. Она обусловлена недобросовестными попытками отдельных стран назначить «виновных» в ее возникновении, а также распространением в массмедиа угрожающих здоровью сведений о новой инфекции. Главное средство противодействия этим опасным тенденциям – продвижение достоверной информации Всемирной организации здравоохранения и других структур системы ООН.

Внимательно следим за развитием проекта «Verified» – надеемся, что все публикации в рамках этой кампании будут политически нейтральны и объективны.

Незыблемым приоритетом в медийной сфере должно оставаться соблюдение принципа многоязычия. Ожидаем, что весь контент в рамках информкампаний ООН будет своевременно переводиться на все шесть официальных языков и создаваться с учетом особенностей и потребностей аудиторий в различных регионах.

В этом году международное сообщество празднует 75-летие со дня окончания Великой Отечественной, Второй мировой войн и создания ООН, ставшего результатом этих эпохальных событий. Надеемся, что эти темы будут полно и широко освещаться на информресурсах Организации. Полагаем, особый акцент стоит делать на усилия СССР и союзников по разгрому нацизма, чье непреходящее значение лишь усиливается ввиду подъема неонацистских движений в ряде стран Европы..

Комплекс вопросов деколонизации (пп.57-61)

Россия, находилась у истоков Спецкомитета по деколонизации (С-24) и придаёт исключительную важность этому приоритетному направлению деятельности ООН.

К сожалению, несмотря на то, что подошло к концу третье и начинается четвертое десятилетие этой работы, еще рано говорить об искоренении этого постыдного пережитка прошлого. Важно как можно скорее довести до конца этот процесс, который осложняется стремлением бывших метрополий сохранить свое влияние в новых условиях.

До тех пор пока все обсуждаемые в Спецкомитете территории, включая Пуэрто Рико, не урегулируют вопрос о своём статусе, эту миссию нельзя будет считать завершенной, а значит она останется востребованной, прежде всего теми, кто ограничивается управляющими державами в праве самим определять свою судьбу и определять пути развития.

Важно помнить, что именно развитие является неотъемлемым условием укрепления мира, а оно почти невозможно в условиях внешнего управления, которое по определению предполагает противоположные цели.

Благодарю Вас.