Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Представителя Российской Федерации А.М.Евстигнеевой в Четвертом комитете Генассамблеи ООН по всестороннему рассмотрению вопроса об операциях по поддержанию мира

Г-жа Председатель,

Миротворчество является флагманской деятельностью ООН
в деле поддержания мира и безопасности, оказывающей непосредственное влияние на жизни миллионов людей.
От эффективности работы «голубых касок» зависит как разрешение неотложных кризисных ситуаций, так и долгосрочное урегулирование, а вместе с ним – перспективы возвращения переживших конфликты стран и регионов к мирной жизни.

Высоко оцениваем усилия Секретариата ООН и Генсекретаря А.Гутерреша, направленные на совершенствование ооновского миротворчества. Разделяем основной посыл его инициативы «Действия в поддержку миротворчества» о важности подлинного партнерства и совместных усилий членов международного сообщества в целях обеспечения успешного функционирования ОПМ.

Вместе с тем считаем, что реализация реформ не должна ставить под сомнение устоявшиеся основы миротворческой деятельности, такие как безусловное уважение суверенитета принимающих государств, соблюдение Устава ООН и базовых принципов миротворчества: согласие сторон, беспристрастность и неприменение силы, кроме самообороны и защиты мандата.

Принципиально важно налаживание доверительного взаимодействия миротворческих миссий и Секретариата
с принимающими государствами, которые несут главную ответственность за защиту гражданского населения, устранение причин кризисов и постконфликтное восстановление. Подменить правительства в этих функциях ни гражданское общество, ни НПО не в состоянии.

В условиях проводимой политики на оптимизацию расходов всемирной Организации и ее миротворческой деятельности растет необходимость в формулировании действительно четких и выполнимых мандатов. В этой связи контрпродуктивно насыщение мандатов побочными и непрофильными задачами правочеловеческого, гуманитарного и социального характера, которые отвлекают от выполнения основных функций и требуют значительного финансирования. Главной целью работы миротворцев должно оставаться создание условий для налаживания политпроцесса и достижения национального примирения.

Для успешной деятельности ооновские миссии должны быть обеспечены необходимыми финансовыми, кадровыми и техническими ресурсами. Без выполнения этих условий нельзя требовать от них повышения эффективности и усиления контроля и отчетности. Тем более, нельзя настаивать на сокращении миротворческого присутствия, принимая во внимание исключительно финансовые соображения.

Ротация контингентов должна осуществляться прозрачно и в соответствии с одобренными государствами правовыми нормами. Возможные попытки политизировать процесс ротации контингентов и оказывать давление на внутренние дела суверенных государств считаем недопустимыми и деструктивными, ведущими к снижению уровня доверия между Странами-поставщиками контингентов и Секретариатом.

Г-жа Председатель,

Исходим из того, что приоритет в определении магистральных направлений развития деятельности ООН по поддержанию мира принадлежит ее государствам-членам. Ключевым механизмом в этой сфере является Специальный комитет ГА ООН по миротворчеству (С-34), позволяющий всем заинтересованным сторонам, включая страны- поставщики контингентов и принимающие ОПМ государства, согласовывать общие подходы и формулировать соответствующие указания Секретариату.

Отдельно отмечаем необходимость учета мнения стран-поставщиков контингентов как в ходе консультаций в Спецкомитете, так и посредством дальнейшего развития трехстороннего сотрудничества между СПК, СБ и Секретариатом ООН.

С учетом сохраняющихся у государств расхождений в понимании дальнейшего направления реформ важным шагом считаем принятое решение в ходе предстоящей сессии С-34 в 2020 г. на экспериментальной основе привести структуру его доклада в соответствие с «Декларацией о совместных обязательствах». Рассчитываем, что это позволит синхронизировать инициированные Секретариатом процессы с консенсусными решениями и рекомендациями государств-членов ООН.

Нельзя не обратить внимание на продолжающуюся работу по внедрению концепции «Разведка в миротворчестве». В актуализированной версии документа были учтены некоторые озабоченности государств-членов, в том числе включены ссылки на несекретный характер сбора данных, уважение суверенитета и соблюдение базовых принципов миротворчества. Тем не менее, остаются вопросы в отношении круга участников процессов обмена и обработки получаемой информации, гарантий ее сохранности и конфиденциальности. Полагаем необходимым продолжить корректировку Концепции для ее соответствия достигнутым в межгосударственном формате договоренностям.

Участие России в операциях ООН по поддержанию мира является приоритетным направлением нашей внешнеполитической деятельности. Российские «голубые каски» продолжают вносить вклад в урегулирование ряда международных кризисов, их работа неизменно получает высокую оценку как со стороны Секретариата и командования миссий, так и от принимающих государств.

В текущем году удалось реализовать ряд шагов с тем, чтобы расширить российское миротворческое присутствие. Несколько российских военных наблюдателей направлены в Миссию ООН по стабилизации в ЦАР. Ведется работа с Секретариатом ООН по регистрации подразделений Минобороны России в Системе готовности миротворческого потенциала ООН.

Совместно с нашими партнерами по Организации Договора о коллективной безопасности продолжаем работу по формированию условий для задействования совместного контингента стран-участников ОДКБ в миротворческой деятельности ООН.

Продолжаем подготовку не только российских, но и иностранных сотрудников силовых ведомств в российских миротворческих центрах. Так, в сентябре-октябре этого года состоялся очередной курс обучения в Академии МВД России, в этом году специально ориентированный курс был посвящен подготовке женщин-полицейских.

Готовы и далее вносить необходимый вклад в развитие миротворческой деятельности ООН.

Благодарю за внимание.