Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Г.В.Кузьмина в Третьем комитете 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН

Пункт 28 «Социальное развитие»

Г-н Председатель,

Содействие социальному развитию способствует искоренению нищеты, сокращению неравенства, ликвидации голода, созданию условий для здорового образа жизни для всех и обеспечению качественным образованием – именно эти вопросы выделены в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года в качестве приоритетных задач ООН. Убеждены, что дальнейшая выработка конкретных мер по реализации государствами решений Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 г.) и 24-й спецсессии ГА ООН является залогом успешного осуществления Целей устойчивого развития.

Социально справедливый переход к устойчивому развитию, предусмотренный в Повестке-2030, ориентирован, прежде всего, на интересы человека, повышение уровня его благосостояния и расширение возможностей.

К сожалению, кризис, вызванный пандемией коронавирусной инфекции, оказал серьезное воздействие на социальное развитие и благополучие людей во всем мире, фактически поставив под угрозу достигнутые за последние годы результаты. А наиболее уязвимы оказались те, кому и в обычное время требуются особые поддержка и внимание. Речь, конечно же, идет о пожилых, инвалидах, семьях с детьми и молодежи.

Вместе с тем, как это не парадоксально, но именно сложившаяся ситуация дала действенный толчок ускорению темпов и изменению подходов по достижению поставленных целей.

Г-н Председатель,

В нынешних условиях Правительством Российской Федерации принят ряд незамедлительных мер в части предоставления гражданам социальной поддержки без личного посещения соответствующих органов и организаций. Предоставление государственных услуг частично переведено в онлайн-формат. Например, назначение пенсий по старости, установление пенсий и иных выплат гражданам, признанным инвалидами, предоставление им технических средств реабилитации и услуг без личного посещения профильных структур, прохождение медико-социальной экспертизы и др. Кроме того, обеспечена доступность телефонных консультаций, в том числе за счет увеличения количества специалистов, осуществляющих обслуживание граждан по телефонам «горячих линий» и в контактных центрах.

Кроме того, активно развиваются новые формы занятости, например, дистанционная и платформенная, которые постепенно находят отражение в трудовом законодательстве. С 1 января 2021 года вступили в силу внесенные ранее в Трудовой кодекс поправки, уравнявшие в правах удаленных работников и тех, кто работает в офисе.

Распространение дистанционной занятости предъявляет новые требования к квалификации трудящихся. Именно поэтому особое внимание в программах содействия занятости уделяется вопросам обучения, повышения квалификации оставшихся без работы граждан и адаптации к рынку труда молодых специалистов. Примечательно, что кризис, вызванный пандемией, способствовал ускорению внедрения инноваций для обеспечения обучения онлайн.

Г-н Председатель,

В целом для участников рынка труда цифровизация предоставляет как новые рабочие места в связи с развитием новых отраслей, так и новые возможности трудоустройства. Современные технологии позволяют искать рабочее место за пределами региона проживания, помогают в самореализации, в первую очередь, молодежи, а также тем, кто ограничен в передвижении по состоянию здоровья или в связи с необходимостью ухаживать за близкими.

Государственная молодежная политика России строится с учетом ключевых положений Всемирной программы действий, касающейся молодежи. Особое внимание в непростых условиях социально-экономического спада уделяется трудоустройству и стабильной занятости молодых, что в конечном итоге способствует росту их благосостояния.

Г-н Председатель,

В заключение хотели бы обратить внимание на то, что все упомянутые темы, злободневность которых сложно оспаривать, составляют повестку дня Комиссии социального развития. А это является, на наш взгляд, наглядным подтверждением того, что Комиссия не только не изжила себя, как нас пытаются на протяжении нескольких лет убедить некоторые оппоненты, а напротив актуальна как никогда.

Пункт 29 «Улучшение положения женщин»

Г-н Председатель,

В условиях продолжающейся пандемии коронавируса проблемы на пути достижения гендерного равенства и улучшения положения женщин требуют повышенного внимания и слаженных усилий всех заинтересованных государств. Своего рода «дорожной картой» на данном направлении служат не теряющие своей актуальности Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Пекинская декларация и Платформа действий, итоговый документ 23-й спецсессии ГА ООН, а также включенная в Повестку-2030 Цель № 5, касающаяся обеспечения равенства между мужчинами и женщинами.

Исходим из того, что главным межправительственным форумом для конструктивного диалога по всему спектру вопросов в отношении женщин является Комиссия ООН по положению женщин (КПЖ). Убеждены, что доказавшая за 75 лет свою эффективность и значимость Комиссия должна и впредь оставаться ключевым органом в системе ООН по гендерной проблематике.

Общая политическая линия КПЖ должна оставаться непреложным ориентиром для оперативной деятельности, осуществляемой Структурой «ООН-женщины». Однако в последнее время действия Структуры носят противоречивый характер. Налицо попытки навязать государствам реализацию неких мер, не совпадающих с их международными и национальными обязательствами.

В частности, вызывает недоумение участие Структуры без мандата от Исполнительного совета или КПЖ в некоторых мероприятиях. Так, концепции и содержательное наполнение программ этих встреч идут вразрез с согласованными в межправительственном формате подходами и терминологией. Последующее продвижение подобных неконсенсусных концепций в документы Структуры привело к признанию решением Второй регулярной сессии 2021 г. Исполнительного совета ее Стратегического плана на 2022-2025 гг. не прошедшим межгосударственного согласования. Указанное решение обязывает Структуру осуществлять упомянутый документ в соответствии с Пекинской декларацией и Платформой действий, Программой действий Международной конференции ООН по народонаселению и развитию и итоговыми документами их обзоров, а также применимыми документами, стандартами и резолюциями ООН и Повесткой-2030. Отдельно прописаны указания Структуре при реализации Стратегического плана «на местах» в обязательном порядке учитывать национальные реалии, местное законодательство, культурные особенности, возможности и уровень развития принимающего государства. В этой связи вновь напоминаем, что практическая работа Структуры должна охватывать все без исключения страны, а ее присутствие и содействие «на местах» в любых формах может осуществляться только по запросу и с разрешения соответствующих государств.

Надеемся, что новое руководство Структуры сделает соответствующие выводы и учтет вышеупомянутые моменты в своей работе. Призываем Структуру строго руководствоваться своим мандатом, направив усилия на выполнение первоочередной задачи, которая заключается во вспомогательном сопровождении работы межправительственных органов системы ООН по вопросам, касающимся положения женщин.

Г-н Председатель,

Со своей стороны, можем заверить, что несмотря на неутихающую пандемию коронавируса, наша страна верна выполнению взятых на себя международных обязательств в области улучшения положения женщин. Так, в ноябре этого года в ходе 80-й сессии Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин должно состояться рассмотрение 9-го периодического доклада Российской Федерации о выполнении положений соответствующей Конвенции.

В настоящее время продолжается осуществление плана мероприятий по реализации II этапа (2019-2022 гг.) Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 гг. Расширяется спектр оказываемых дистанционно социальных услуг, а также специальных дополнительных выплат на детей и находящихся на иждивении студентов, начисление которых переводится в автоматический режим. Все это, в первую очередь, оказывает поддержку молодым мамам, на которых неизбежно приходится основная нагрузка по ведению хозяйства и воспитанию детей.

В заключение хотели бы сообщить, что 13-15 октября с.г. в г.Санкт-Петербурге запланировано проведение Третьего Евразийского женского форума, уже доказавшего свою значимость в качестве авторитетной международной площадки для обсуждения женской повестки дня.

Пункт 69 «Доклад Совета по правам человека»

Г-н Председатель,

С сожалением приходится констатировать, что прошедший год не внес каких-либо положительных изменений в работу Совета, не способствовал переводу правочеловеческой дискуссии в более конструктивное русло, не содействовал укреплению диалога международного правозащитного сообщества с заинтересованными странами, а значит – Совет не смог внести какого-либо существенного вклада в улучшение ситуации с правами человека в отдельных странах. Таким образом, получается, что Совет не справился с возложенным на него мандатом. Считаем, что такая ситуация недопустима, а ее исправление требует от нас, государств, доброй политической воли и неподдельного желания оказать содействие тем, кто реально в нем нуждается.

Российская Федерация, вернувшись в состав Совета, определила одним из своих приоритетов укрепление принципа сотрудничества в работе СПЧ. Убеждены, что такой подход пользуется поддержкой большинства государств-членов и наблюдателей Совета. В этой связи наиболее актуально на сегодня стоят следующие вопросы в работе СПЧ.

1. Отказ от использования площадок Совета для смены «неугодных» правительств. За последний год под нажимом западных стран Совет принял целый ряд резолюций, которые представляют собой открытое вмешательство во внутренние дела суверенных государств. Иногда это осуществлялось под прикрытием тех или иных аспектов проблематики прав человека, а порой путем заявлений о признании незаконными и недействительными итогов национальных электоральных процессов. Авторов таких инициатив не смущает, что такие решения представляют собой явное вмешательство во внутренние дела государств и грубо нарушают не только учредившею СПЧ резолюцию ГА ООН 60/251 и уставные резолюции самого Совета 5/1 и 5/2, но и Устав ООН и основы международного права, в том числе Билль о правах человека.

2. Четко следование закрепленному в резолюциях ГА ООН 60/251 и СПЧ 5/1 мандату Совета. С сожалением приходится констатировать, что потенциал Совета сегодня задействуется определенной группой стран для достижения своих конъюнктурных политических и экономических целей. Беспокоит также тот факт, что повестка дня СПЧ продолжает расширяться за счет включения в нее вопросов, которые не имеют прямого отношения к правозащитной проблематике и обсуждаются на других профильных площадках ООН.

3. Восстановление баланса между мониторинговыми функциями Совета и оказанием технического и консультативного содействия нуждающимся странам. Хотели бы напомнить, что СПЧ – это межправительственная диалоговая площадка, а не международная прокуратура или суд, которые проводят свои расследования и выносят обличительные вердикты.

4. Наведение порядка в работе специальных механизмов СПЧ, которые, как показывает практика, не готовы четко следовать возложенным на них мандатам и руководствоваться в своей работе Кодексом поведения, утвержденного в резолюции СПЧ 5/2. Считаем также неоправданной практику автоматического продления спецдокладчиков на второй трехлетний срок. Вопрос требует прояснения.

5. Сохранение исключительно технического характера полномочий председателя СПЧ, как это предусмотрено резолюцией Совета 5/1. К сожалению, в последние годы председатели СПЧ активно используют свое назначение в политических целях своих государств или отдельной группы стран. В этой связи вновь предлагаем рассмотреть целесообразность внедрения процедуры принесения председателем СПЧ своего рода клятвы в преддверии вступления в новую должность, в которой бы содержалось обещание в своей работе руководствоваться принципами объективности и беспристрастности в целях обеспечения эффективной и конструктивной работы Совета.

Убеждены, что предложенные нами шаги сделают работу Совета более конструктивной и эффективной, а его решения положительно скажутся на положении с правами человека в отдельных странах.

Пункт 70 «Поощрение и защита прав детей»

Г-н Председатель,

Современные дети и их семьи наиболее остро ощутили на себе последствия введения во многих странах мира антиковидных ограничений. Их долгосрочное влияние еще только предстоит оценить, но уже понятно, что к моменту окончания пандемии, сроки которого пока сложно прогнозировать, мир уже никогда не будет прежним. Если не отказаться от конъюнктурных интересов и не объединить усилия перед лицом общей угрозы лишенному возможности полноценного развития подрастающему поколению в будущем придется «платить по счетам».

Нынешний кризис отбросил нас на десятилетия назад, приведя к значительному ухудшению социально-экономической ситуации
и обеднению населения в мире. Казалось бы, наиболее развитые страны могли и должны были стать «локомотивами» процесса выхода из затянувшейся стагнации. Однако они продолжают вводить все новые нелегитимные односторонние ограничительные меры и уходить от обсуждения решения наиболее насущных проблем борьбы с бедностью, прикрываясь «ширмой» забот о правах человека.

Трудно поверить в искренность наших западных партнеров, когда их самоназначенный «символ» защиты демократии и прав человека − США – только недавно вернулись в Совет по правам человека и десятилетиями не присоединяются к Конвенции о правах ребенка, которая лишь по этой причине до сих пор не стала универсальной по своему охвату. А ведь этот международный договор, имеет непреходящее значение, так как его положения являются определяющими при оказании содействия и осуществлении защиты детей, в том числе перед лицом современных вызовов.

В частности, в Конвенции провозглашена необходимость семейного окружения для полного и гармоничного развития личности ребенка и наилучшего обеспечения его интересов. К сожалению, в условиях вызванного пандемией кризиса наиболее уязвимыми оказались семьи с детьми. К падению уровня доходов добавился рост психологического напряжения, вызванный антиковидными ограничениями. У многих детей во всем мире возникли сложности с полноценным продолжением учебы. На этом фоне страны с наибольшими экономическими возможностями вместо укрепления и поддержки института семьи не прекращают свои попытки по его расшатыванию. А как иначе оценивать кампанию по наделению детей всей полнотой прав, которыми они в силу своего возраста, незрелости и неопытности без должного родительского наставления не в состоянии распорядиться. Как представляется, здесь кроется реальная опасность, что такими детьми в корыстных целях будут манипулировать чужие им люди.

Не можем согласиться с такими подходами, и уверены, что ключ
к решению абсолютного большинства проблем, с которыми сталкиваются современные дети – это здоровая, крепкая и счастливая семья, родители в которой кровно заинтересованы в наилучшем будущем для своих детей. Намерены и впредь отстаивать преимущественное право родителей на воспитание своих детей, принцип презумпции добросовестности родителей в осуществлении их прав, а также обеспечение гарантий неприкосновенности семейной жизни и защиты семьи от произвольного и необоснованного вмешательства.

Г-н Председатель,

Российская Федерация регулярно и своевременно отчитывается перед Комитетом по правам ребенка о соблюдении положений Конвенции. Наша страна на деле доказывает свою приверженность принципам итогового документа 27-й спецсессии ГА ООН «Мир, пригодный для жизни детей», в том числе проводя социально ориентированный курс в рамках Десятилетия детства. С этого года началась реализация второго этапа указанной программы, а именно Плана мероприятий на период 2021-2027 гг. Он нацелен на обеспечение безопасности и здоровья, повышение благополучия и качества жизни, развитие воспитания и обучения детей, а также модернизацию необходимой для этого инфраструктуры. Особое место в Плане уделено детям, оставшимся без родителей или имеющим ограничения по здоровью, многодетным и малоимущим семьям.

Г-н Председатель,

Отдельно хотели бы привлечь внимание к созданному в этом месяце крупнейшими российскими профильными компаниями Альянсу по защите детей в цифровой среде. Члены Альянса приняли на себя «Добровольные обязательства» по объединению усилий для создания безопасной и благоприятной цифровой среды, которая давала бы детям возможности для творческого и профессионального саморазвития, социализации
и безопасного общения в виртуальном пространстве. Призываем всех, кто искренне заинтересован в обеспечении безопасности детей в Интернете, оказать содействие сотрудничеству Альянса с другими участниками мирового рынка цифровых услуг.

Пункт 71 «Права коренных народов»

Пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) высветила сохраняющиеся в отдельных регионах мира структурное неравенство и дискриминацию коренных народов. В отдельных регионах мира коренные народы оказались в уязвимом по сравнению с другими группами населения положении.

В этой связи мы считаем важными осуществляемые правозащитными механизмами ООН, в том числе спецдокладчиком по правам коренных народов Совета ООН по правам человека, сбор информации и анализ влияния этой чрезвычайной эпидемиологической ситуации на положение коренных народов и принимаемых в этой связи государствами мер.

В Российской Федерации в контексте нынешней эпидемиологической ситуации положению коренных малочисленных народов, проживающих в удаленных и труднодоступных местах, ведущих кочевой или полукочевой образ жизни, уделяется особое внимание и прилагаются значительные усилия по оказанию медицинской, социальной и иной помощи. Представители коренных народов были обеспечены прямой и обратной связью, включая мобильные и спутниковые телефоны, рации, интернет. Для оперативных случаев были созданы медицинские бригады санитарной авиации. В дополнение были приняты осуществелны единовременные денежные выплаты, отсрочка уплаты налогов и арендных платежей, расширены программы льготного кредитования. Было организовано обеспечение отдаленных и труднодоступных населенных пунктов продуктами питания и товарами первой необходимости, включая топливо и боеприпасы, используемые для осуществления традиционной хозяйственной деятельности. Во всех регионах был обеспечен полноценный образовательный процесс с учетом специфики учреждений.

В России понимают и важность участия самих коренных народов в работе, связанной с пандемией: распространение информации, оказание необходимой социальной помощи. Организации коренных народов России активно включились в волонтерское движение, помогая нуждающимся представителям общин.

С учетом роста значения информационных технологий ведется планомерная работа по обеспечению доступа общин коренных народов к Интернету, который предоставляет возможность обучаться и работать в дистанционном режиме в условиях чрезвычайных ситуаций. Доступ к интернету – это один из приоритетов государственной политики России в отношении коренных народов, который в практической плоскости реализуется в различных формах, как например, проект «IT-стойбище» (ХМАО), в рамках которого обеспечивается доступ к современным информационно-коммуникационным технологиям на территориях коренных народов. 

Несмотря на пандемию, была продолжена работа по совершенствованию законодательства и повышению эффективности правоприменительной практики. В 2021 г. принято Положение о порядке возмещения убытков, причиненных коренным малочисленным народам Российской Федерации в результате нанесения ущерба их исконной среде обитания хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности. Продолжается обсуждение единого стандарта ответственности промышленных компаний во взаимоотношениях с коренными народами Арктической зоны. Коренные народы России сами инициируют поправки в законодательство и их общественное обсуждение.

Институциональное развитие системы уполномоченных представителей коренных народов является одним из ключевых условий расширения эффективного участия коренных народов в управлении. В структуре представительных федеральных, региональных и муниципальных органов власти действуют отдельные комитеты, ассамблеи представителей коренных народов, комиссии по вопросам коренных народов и другие совещательные органы. Во всех регионах действуют институты уполномоченных по правам человека, практика работы которых с акцентом на особые права коренных народов постоянно расширяется. Отдельный раздел о правах коренных народов включен в обзорный итоговый доклад федерального Уполномоченного по правам человека. 

Ведется активная работа по подготовке провозглашенного Генассамблеей ООН Международного десятилетия языков коренных народов. Для нашей страны вопрос сохранения и развития языкового разнообразия исключительно важен. В стране используется 277 языков и диалектов, которые относятся к различным языковым семьям и группам. 36 языков народов России наряду с русским языком являются государственными на территории республик, входящих в состав Российской Федерации, обучение в школе ведется на 24 языках, 81 язык изучается как предмет. Мы продолжаем вести практическую работу по поощрению языкового разнообразия и многоязычия, сохранению и защите нематериального культурного наследия коренных народов.

Россия открыта и готова к дальнейшему взаимодействию со вспомогательными органами и спецпроцедурами по проблематике коренных народов. Исходим из того, что только в рамках конструктивного и неполитизированного диалога возможно поступательное развитие сотрудничества в этой сфере.

Пункт 72 «Ликвидация расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимостью»

Г-н Председатель,

Ужасы Второй мировой войны, чудовищные преступления национал-социализма, на практике пытавшегося реализовать доктрину расового превосходства и этнической исключительности, всколыхнули с новой силой борьбу с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и связанной с ними нетерпимостью, подтолкнули к осознанию необходимости создания по истине универсальной международной организации, которая взяла бы на себя обязательства по поддержанию международного мира и безопасности, продвижению развития, а также защите прав человека

На протяжении всей 75-летней истории существования ООН борьба с расизмом являлась одним из важнейших направлений ее деятельности в правозащитной сфере. Благодаря слаженным и скоординированным действиям всех заинтересованных сторон немало удалось добиться за эти годы. Вместе с тем приходится констатировать, что в последнее время усиливающиеся разногласия между государствами-членами Организации, профильными международными структурами и представителями гражданского общества существенно снижают эффективность соответствующих мер.

За год, прошедший со времени нашей последней дискуссии в Генассамблее ООН по данной проблематике, ситуация не претерпела изменений к лучшему. Напротив, во многих странах мира, в том числе на фоне неутихающей пандемиии коронавируса, наблюдается рост различных проявлений расизма, ксенофобии и нетерпимости. В публичном пространстве, в первую очередь в СМИ и Интернете, весьма популярны откровенно расистские лозунги и призывы, практически беспрепятственно распространяются разного рода экстремистские идеи и убеждения. При этом государства, называющие себя «демократически зрелыми» и «приверженными правозащитным стандартам», практически бездействуют, прикрываясь ссылками на право на свободу выражения мнения и право на свободу мирных собраний и ассоциаций, якобы являющиеся абсолютными.

Их доводы, что данные права никак и ни чем не могут ограничиваться, не только в корне ошибочны, но и противоречат целостному и комплексному подходу к правам человека, в том числе базовым принципам, заложенным в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Международном пакте о гражданских и политических правах. Не следует заниматься самоуспокоением и надеяться на то, что «зрелые демократические общества» сами отвергнут расистские идеи как чуждые. И уж тем более неуместным является рецепт о предоставлении соответствующим расистским и экстремистским кругам и силам еще большей свободы.

Более того, мы убеждены, что любые расистски мотивированные собрания, высказывания и действия должны быть предметом преследования со стороны соответствующих государственных структур, как этого и требуют положения упомянутых международных договоров. В этой связи мы поддерживаем позицию Комитета по ликвидации расовой дискриминации, призвавшего отозвать оговорки, сделанные рядом стран к статье 4 соответствующей Конвенции.

Г-н Председатель,

А тем временем в самом центре Европы не просто продолжается, а набирает силу практика чествования ветеранов подразделений «Ваффен-СС» и разного рода коллаборационистов. Тех, кто сотрудничал с нацистами и совершал военные преступления и преступления против человечности, квалифицируют как национальных героев и участников национально-освободительных движений. Все разрастающуюся войну с памятниками и монументами в честь тех, кто освобождал Европу и весь мир от нацизма и фашизма, нельзя иначе квалифицировать как целенаправленную попытку фальсифицировать историю, обелить Зло, придать забвению память об ужасах и преступлениях той войны. Какой пример подается будущим поколениям? Считаем, что в год 75-летия вынесения приговора Нюрнбергским трибуналом важно подтвердить незыблемость итогов Победы во Второй мировой войне, закрепленных в том числе в Уставе ООН и документах Нюрнберга.

Госпожа Председатель,

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, а также Дурбанская декларация и Программа действий и итоговый документ Дурбанской обзорной конференции определили правовые рамки борьбы с различными проявлениями расизма и расовой дискриминации. В этой связи представляется важным всемерное укрепление режима Конвенции, включая содействие в работе созданному в соответствии с ней Комитету по ликвидации расовой дискриминации. Российская Федерация поддерживает деятельность Комитета и считает недопустимыми любые попытки ограничить его компетенцию, в том числе в части урегулирования имеющихся между государствами-участниками разногласий, как определено упомянутым международным договором. Убеждены, что положения Конвенции, касающиеся полномочий профильного Комитета, должны соблюдаться столь же строго, как и статьи, относящиеся к конкретным правам человека.

Г-н Председатель,

По-прежнему серьезную обеспокоенность у нас вызывает положение так называемых неграждан, а также в более широком плане сохраняющаяся дискриминация национальных меньшинств в странах Прибалтики. Считаем недопустимой ситуацию, когда в центре Европы почти 350 тыс. человек лишены основополагающих прав и свобод человека. Оптимистичные отчеты Риги и Таллина о постепенном снижении указанной цифры, которые подают это как свое «достижение», иначе как откровенным цинизмом назвать нельзя. При нынешних крайне низких темпах натурализации так называемое решение данной проблемы осуществляется в значительной мере, по сути, за счет естественных процессов, в том числе в силу смертности и миграции.

Пункт 73 «Право народов на самоопределение»

Г-н Председатель,

Осуществление права народов на самоопределение, закрепленного в Уставе ООН, пактах по правам человека и Декларации ООН о принципах международного права, особенно важно для окончательного ухода от наследия колониализма, однако рассматривать его лишь в этом контексте означало бы намеренное упрощение вопроса. Убеждены, что для достижения справедливого международного порядка, при котором все народы могли бы выбирать свое политическое будущее в соответствии с Уставом ООН и нормами и принципами международного права, важно содействовать подлинному поощрению прав всех народов без применения «двойных стандартов» и продвижения конъюнктурных интересов отдельных государств и групп государств.

Попытки отдельных государств применить тактику коллективного наказания за реализацию права народов на самоопределение, закрепленного в том числе в Международных пактах по правам человека, являются недопустимыми. В этой связи считаем недопустимой проводимую рядом стран линию на ограничение всего спектра прав человека крымчан за реализованные ими в 2014 г. право на самоопределение и свободу выражения мнения в ходе проведенного в марте 2014 г. Референдума о воссоединении Крыма с Россией.

Пункт 74 «Поощрение и защита прав человека»

Г-н Председатель,

Скоро будет два года, как мир живет в новой реальности, существенным образом скорректированной пандемией коронавирусной инфекции. Казалось бы, общая угроза должна была сплоить международное сообщество, привести к консолидации усилий, способствовать выработке общих обновленных, отвечающих духу времени подходов к обеспечению стабильного, устойчивого развития человечества и обеспечению прав и свобод человека в частности. Между тем, ничего не изменилось. Пандемия коронавируса не стала, как ожидалось, объединяющим моментом. Наоборот. Кризис усугубил глубокое социальное расслоение как внутри самих государств, так и между ними. Более того, ряд стран решили воспользоваться сложившейся ситуацией для решения своих конъюнктурных политических и экономических целей. Так, увеличилось давление на и без того ослабленных незаконным режимом односторонних принудительных мер стран. Активнее стали предприниматься попытки прямого вмешательства во внутренние дела суверенных государств, в том числе посредством электоральных процессов. Усилилась критика в отношении традиционно неугодных Западу стран из-за введенных ими по санитарно-эпидемиологическим основаниям ограничений на пользование некоторыми гражданскими и политическими правами. В то время как на территории самих таких критиков и блюстителей мирового порядка продолжают повсеместно нарушаться основополагающие права человека, процветают расизм и ксенофобия. Более того, именно эти страны способствовали появлению нового типа дискриминации – вакцинной дискриминации. Удивительно, но именно политическое руководство таких стран, а не медики, взяло на себя функции определять эффективность той или иной вакцины от Ковид. Привитые «не теми» вакцинами, повсеместно подвергаются дискриминации и ограничениям.

Не способствовали, к сожалению, «уроки» Ковида и осознанию необходимости нюансированного подхода к ситуации с правами человека в отдельных странах, учету национальной и региональной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей, а также экономического развития государства.

Не смогла должным образом отреагировать на новые вызовы пандемии и Всемирная организация и ее правозащитные органы и механизмы. ООН увлеклась контролем и мониторингом, в то время как страны нуждались в консультативном и техническом содействии.

Г-н Председатель,

Убеждены, что новые глобальные вызовы следует рассматривать в качестве возможности объективно оценить эффективность имеющегося в распоряжении международного сообщества инструментария реагирования и адекватность его применения. Коронавирусная инфекция наглядно продемонстрировала, что на правозащитном направлении необходимо менять подходы. Следует отходить от обвинительной риторики и тотального мониторинга ради мониторинга и переходить к конструктивному диалогу и взаимодействию, нацеленным на содействие государствам в укреплении их национального потенциала в области поощрения и защиты прав человека.

Пункт 108 «Предупреждение преступности и уголовное правосудие

Г-н Председатель,

Российская Федерация последовательно выступает в поддержку центральной координирующей роли ООН в консолидации международных усилий в борьбе с глобальными криминальными вызовами и угрозами при соблюдении базовых принципов международного права.

Благодарны Правительству Японии за проведение в марте с.г. 14-го Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, приветствуем принятие итогового документа Конгресса – Киотской декларации.

Отмечаем значимость запуска механизма обзора выполнения Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. В текущем году Россия принимает участие в этом механизме в качестве обозреваемого государства.

Выступаем в поддержку укрепления международного антикоррупционного сотрудничества на основе Конвенции ООН против коррупции (КПК) при центральной координирующей роли Организации Объединенных Наций. Сохраняем приверженность принципам функционирования Механизма обзора хода осуществления КПК, его открытому, межправительственному и техническому характеру.

Приветствуем принятие политической декларации июньской спецсессии Генассамблеи ООН против коррупции, задающей ориентиры для развития взаимодействия государств на антикоррупционном треке в ближайшие годы. Считаем важным, что в документе отмечается необходимость изучения пробелов в международном праве в части регулирования возврата активов, уделяется внимание защите спорта от коррупции и поощрению антикоррупционного образования и просвещения. Готовы активно работать над реализацией декларации.

В русле ее положений придаем большое значение укреплению международно-правового режима возвращения преступных активов с учетом результатов второго цикла обзора хода осуществления КПК и последовательно выступаем в поддержку разработки нового международного инструмента, дополняющего КПК и закрепляющего ясный и единый порядок возвращения активов на принципах справедливости и законности.

Пункт 109 «Противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях

Г-н Председатель,

Проблематика противодействия использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преступных целях прочно вошла в повестку дня многих международных организаций и форумов, включая ООН. Если в 2018 г. Генеральный секретарь ООН А.Гуттереш оценивал урон от противоправных действий онлайн в размере 1,5 триллиона долларов США, то в 2021 году он может составить 6 триллионов.

Пандемия COVID-19 и отсюда активное внедрение новых технологий наглядно продемонстрировали, что действующих инструментов по борьбе с распоясавшейся ИКТ-преступностью явно недостаточно. Нынешние усилия государств на этом треке во многом разнонаправлены и зачастую затруднены искусственными препятствиями, имеющими, в том числе политическую подоплеку. Поэтому особое значение приобретает диалог и выработка универсальных решений под эгидой ООН, где представлены все 193 государства.

Во-первых, успешно завершен 10-летний цикл работы Межправительственной группы экспертов ООН по киберпреступности (МГЭ), которая изучала феномен киберпреступности и стала площадкой для обмена наилучшими видами практики между профильными экспертами со всего мира. В ходе работы Группы в 2013 г. был подготовлен проект Всестороннего исследования, содержащий ряд интересных предложений, в том числе идею разработки универсальной конвенции в этой сфере. МГЭ последовательно обсудила главы этого документа и в ходе последнего заседания в апреле с.г. представила 63 вывода и рекомендации.

Во-вторых в мае с.г. наконец-то официально дан старт разработке всеобъемлющей международной конвенции о противодействии использованию ИКТ в преступных целях в рамках созданного еще в 2019 г. по инициативе России и еще 46 государств Специального межправительственного комитета экспертов открытого состава. 26 мая с.г. Генассамблея ООН консенсусом приняла новую резолюцию 75/282 «Противодействие использованию ИКТ в преступных целях», которая утвердила правила работы этой переговорной площадки. Теперь мировому сообществу предстоит за 2,5 года разработать глобальную конвенцию с участием всех заинтересованных сторон и представить ее Генассамблее ООН на рассмотрение и утверждение в ходе ее 78-й сессии.

На наш взгляд, будущая конвенция способна качественно изменить международное сотрудничество на этом направлении, унифицировать разрозненный опыт, накопленный на национальном и региональном уровнях, а также устранить коллизию правовых норм в этой сфере. Приоритетом здесь видим оказание технической помощи развивающимся государствам, создание необходимых условий для наращивания потенциала, обмена передовым опытом. Данные меры будут содействовать сокращению цифрового разрыва между странами и достижению целей устойчивого развития государств.

В настоящее время ведется подготовка к первой субстантивной сессии Спецкомитета (Нью-Йорк, 17-28 января 2022 г.). Надеемся на активное подключение нью-йоркских миссий, особенно тех более стран, которые не представлены в Вене, где во многом проходят неформальные консультации по Спецкомитету, а также подключение непосредственно экспертов-практиков из правоохранительных органов. Это позволит обеспечить равноправное участие всех государств мира, прежде всего из числа развивающихся, а также выработать действительно эффективную конвенцию.

Ключевым вопросом на данный момент является утверждение повестки дня первой субстантивной сессии Спецкомитета и дат остальных сессий. Исходим из того, что здесь важно закрепление таких условий, по которым государства смогут незамедлительно перейти к разработке текста глобальной конвенции и успеть в ходе 78-й сессии ГА ООН утвердить его. Для этого важно с самой первой сессии перейти к обсуждению первостепенных, практических вопросов существа и рассмотреть готовые предложения государств на этот счет.

Ввиду сжатых сроков работы Спецкомитета 27 июля с.г. Россия внесла в Спецкомитет свой проект универсальной конвенции по борьбе с информационной преступностью. Документ отразил новейшие тенденции в области противодействия этому глобальному феномену, а также подходы многих стран мира к решению этой проблемы на базе уже действующих региональных договоров и механизмов. Отдельного внимания заслуживает раздел проекта, посвященный технической помощи развивающимся странам и наращиванию их потенциала.

Приглашаем партнеров ознакомиться с ним и поспешить с внесением собственных предложений в целях запуска конструктивной и прагматичной работы Спецкомитета и выполнения его мандата в установленные сроки.

Пункт 110 «Международный контроль над наркотическими средствами

Г-н Председатель,

Серьезным вызовом для глобальной системы контроля над наркотиками стал COVID-19. С опасением и тревогой констатируем, что пандемия оказала благотворное влияние на организованную преступность, в том числе связанную с незаконным оборотом наркотиков. Полагаем, что порожденный COVID-19 кризис может в среднесрочной перспективе привести к дальнейшему росту производства, оборота и потребления наркотиков.

Комиссия ООН по наркотическим средствам (КНС) внесла свой вклад в отражение этой общей для всех нас угрозы, приняв в апреле с.г. на 64-й сессии выдвинутое по инициативе российской делегации заявление о влиянии пандемии коронавируса на глобальные антинаркотические усилия. Важно, что данный документ передан в ЭКОСОС в качестве вклада КНС в достижение Целей устойчивого развития ООН.

В Российской Федерации принята новая Стратегия государственной антинаркотической политики на период до 2030 года, которая в полной мере отражает наши подходы в отношении всех современных нарковызовов. Акцент сделан на сокращении незаконного оборота и доступности наркотиков для их незаконного потребления, снижении тяжести последствий такого потребления, а также формировании в обществе осознанного негативного отношения к нароктикам и участию в наркотрафике. В феврале с.г. также принят закон о лишении свободы за склонение к употреблению наркотиков посредством сети Интернет.

Большое внимание в Стратегии уделяется совершенствованию международного сотрудничества в сфере контроля над оборотом наркотиков. Наша страна продолжает придерживаться линии, что в решении мировой проблемы наркотиков невозможно справиться в одиночку. Совместно с нашими союзниками и партнерами мы выстраиваем мощный и эффективный механизм обороны от наркоагрессии в рамках ОДКБ, ШОС, СНГ, БРИКС. Значимым фактором антинаркотического сотрудничества в регионе Евразии стало функционирование ЦАРИКЦ. Рассчитываем также на повышение роли ОБСЕ в борьбе с наркотиками.

Еще одним общим вызовом для наших стран является наркотрафик из Афганистана. За 20 лет пребывания контингента государств-членов НАТО страна превратилась в наркогосударство. Тревожным сигналом для нас является и тот факт, что Афганистан скоро станет мировым лидером по незаконному производству и потреблению метамфетамина вслед за опиатами. В этих условиях крайне важно наращивать усилия по укреплению антинаркотического потенциала Афганистана и соседних с ним стран. Россия является без преувеличения флагманом в этом процессе, всецело содействуя подготовке нескольких тысяч наркополицейских на базе профильных национальных учебных заведений.

Хотели бы еще раз отметить, что три антинаркотические конвенции являются основополагающими и незыблемыми актами в сфере наркоконтроля. Заключительный документ Спецсесcии ГА ООН по мировой проблеме наркотиков 2016 года и Министерская декларация 2019 года «Активизация наших действий на национальном, региональном и международном уровнях в целях ускоренного выполнения наших совместных обязательств по решению мировой проблемы наркотиков и борьбе с ней» являются дополнительными документами, которые обозначили современные ориентиры в противодействии трансграничному нарковызову. Еще раз обращаемся с призывом использовать эту международно-правовую базу с целью достижения мира, свободного от наркотиков, а не терпимого к ним.

Благодарю за внимание.