Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя директора Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД России А.В.Ситникова по пункту 61 повестки дня Третьего комитета 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Доклад Верховного комиссара ООН по делам беженцев, вопросы, касающиеся беженцев, возвращенцев и перемещенных лиц, и гуманитарные вопросы»

Г-н Председатель,

Мы внимательно ознакомились с докладом Верховного комиссара ООН по делам беженцев и признательны г-ну Ф.Гранди за его представление. Считаем деятельность УВКБ эффективной, в особенности в ситуациях гуманитарных кризисов в различных странах и регионах мира.

Россия намерена и далее продолжать оказывать действенную поддержку Управлению, работа которого должна основываться на принципах нейтральности, гуманности, независимости и беспристрастности. Надеемся, что дополнительный импульс практическому двустороннему взаимодействию в сфере реагирования на чрезвычайные ситуации придаст подписанный в июне 2019 г. в Москве Меморандум о взаимопонимании между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и УВКБ.

Г-н Председатель,

Российская Федерация занимает лидирующие позиции в мире по приему беженцев и мигрантов из разных государств и обладает уникальным миграционным опытом. За последние годы статус беженца или временную защиту в нашей стране получили граждане более 50 государств. Значительный приток иностранных граждан в Россию происходит из Содружества Независимых Государств.

Одним из важнейших направлений миграционной политики нашей страны является сокращение безгражданства. Количество апатридов в России неуклонно снижается. За последние 5 лет в гражданство Российской Федерации принято более 40 тыс. таких лиц.

Россия вносит значительный вклад в решение проблем беженцев, что выражается в масштабной гуманитарной деятельности нашего государства во многих странах, политических усилиях по преодолению кризисов, предоставлении немалых объемов гуманитарной помощи государствам исхода беженцев.

Г-н Председатель,

Наша страна приняла у себя значительное число жителей Юго-Востока Украины, вынужденных покинуть свои места проживания вследствие внутреннего вооруженного конфликта. С апреля 2014 г. более 2 миллионов украинских граждан обратились по вопросу урегулирования правового положения на территории Российской Федерации, около 460 тыс. из них запросили убежище.

Развитие ситуации в Сирии подтверждает востребованность выдвинутой в прошлом году российской инициативы по содействию добровольному возвращению сирийских беженцев в родные места. В результате реализации этой инициативы число вернувшихся беженцев превысило 300 тыс. человек. Исходим из того, что за счет возвращающихся на родину сирийцев будет снижаться нагрузка с государств, принявших у себя значительное количество беженцев из этой страны. Отмечаем, что статистика УВКБ, представленная в докладе, подтверждает процесс добровольной репатриации. Ожидаем, что Управление продолжит оказывать содействие возвращающимся сирийским беженцам и ВПЛ.

Г-н Председатель,

Российская Федерация поддержала принятие Глобального договора о беженцах. Рассчитываем, что этот договор при объединении усилий мирового сообщества будет способствовать укреплению международного режима защиты прав беженцев, соискателей убежища и лиц без гражданства во всем мире, а также повышению эффективности работы УВКБ в рамках его мандата. Российская сторона намерена принять активное участие в предстоящем
в декабре этого года в Женеве первом Глобальном форуме по беженцам.

При этом вновь подтверждаем нашу позицию о том, что Россия не поддерживает концепцию «разделения ответственности» за беженцев и мигрантов. Рассматриваем ее продвижение как попытку переложить ответственность на чужие плечи, поскольку нынешняя сложная миграционная ситуация в Европе во многом является следствием безответственного вмешательства ряда западных стран во внутренние дела суверенных государств Ближнего Востока и Северной Африки в целях их дестабилизации и насильственной смены неугодных правительств. В этой связи государства, активно участвовавшие в таком вмешательстве, должны нести первоочередную и наибольшую ответственность за оказание помощи жертвам - беженцам и вынужденным мигрантам.

При этом, разумеется, не может ставиться под сомнение необходимость солидарности мирового сообщества в решении проблем беженцев по смыслу Конвенции о статусе беженцев 1951 г. и Протокола к ней 1967 г..

В целом исходим из того, что для наиболее эффективного реагирования на современные миграционные вызовы требуются, прежде всего, политическое урегулирование конфликтов и содействие странам исхода в социально-экономическом развитии в интересах создания условий для добровольного возвращения беженцев в свои страны и их реинтеграции в общество.

Благодарю за внимание.