Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Г.В.Кузьмина в III Комитете 74-й сессии Генеральной Ассамблеи при принятии резолюции «Противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях»

Г-н Председатель,

Уважаемые коллеги,

Для меня большая честь представить в Третьем Комитете важнейшую инициативу, коспонсорами которой являются 47 государств из всех регионов мира, – резолюцию по борьбе с использованием информационно-коммуникационных технологий в преступных целях.

Масштабы вреда, наносимого преступлениями с использованием ИКТ, перешли все пределы: активность вредоносного программного обеспечения стала угрожать функционированию целых секторов экономики, защиту от компьютерных атак многие страны относят к приоритетам национальной безопасности.

Несмотря на это мы не имеем универсального инструмента для борьбы с этими преступными посягательствами. На международном уровне ситуация осложняется не только отсутствием полноценной международно-правовой базы сотрудничества, но единого понятийного аппарата. Более того, до прошлого года Генеральная Ассамблея ООН даже не занималась этим вопросом.

В прошлом году была принята резолюция 73/187 «Противодействие использованию ИКТ в преступных целях», которая послужила началом инклюзивного международного диалога. Пользуясь возможностью, хотелось бы выразить искреннюю признательность соавторам, а также 94 государствам, которые поддержали эту резолюцию. В соответствии с ней Генсекретарь ООН подготовил доклад, обобщающий вклады государств по вопросу о том, какие проблемы стоят на пути успешного противодействия преступности в сфере ИКТ. 

Из этого доклада следует, что этот вид преступлений носит трансграничный характер. Однако законодательство государств является фрагментарным и не гармонизировано как с точки зрения материального, так и процессуального права. Ряд государств имеют возможность пользоваться региональными инструментами, однако их число и сфера географического охвата ограниченны. Таким образом, налицо необходимость углубления международного сотрудничества государств в этой области, выведения его на новый универсальный уровень.

Многолетний опыт показывает, что такой качественный переход возможен на основе подготовленной под эгидой ООН Конвенции по противодействию преступлениям в сфере использования ИКТ, которая учитывала бы интересы всех без исключения стран и основывалась бы на принципах суверенного равенства государств и невмешательства в их внутренние дела. Такой инструмент помог бы унифицировать законодательство государств, а также создать каналы быстрой и эффективной взаимопомощи по линии правоохранительных органов. Подготовка такого международного договора позволит выработать единый стандарт, который бы придал импульс оказанию помощи развивающимся странам как со стороны доноров, так и самой Организации. На основе такой конвенции ООН могла бы начать играть ключевую роль в мобилизации сил международного сообщества по борьбе с преступлениями в сфере ИКТ.  

Подготовленная нами совместно с соавторами резолюция призвана создать под эгидой Генассамблеи переговорную площадку для диалога и начала работы над такой конвенцией. Этой площадкой станет Спецкомитет, в который войдут эксперты из всех стран мира. Этот Комитет в 2020 году проведет свою первую организационную сессию в Нью-Йорке с тем, чтобы максимальное количество стран могло принять в ней участие. В ходе этой сессии будут согласованы модальности и план дальнейших действий Комитета. В свое время аналогичный путь прошли Конвенция ООН против коррупции и Конвенция ООН транснациональной организованной преступности. 

Резолюция прямо предусматриваем, что Комитет будет учитывать в своей работе имеющиеся международные и региональный инструменты, которые включают и Будапештскую конвенцию по борьбе с киберпреступностью. Мы убеждены, что региональные инструменты и будущий договор под эгидой ООН должны взаимно дополнять и усиливать друг друга, как это происходит, в других сферах, например, по вопросу борьбы с терроризмом. 

В резолюции также предусматривается, что Комитет должен принимать во внимание результаты работы Венской группы экспертов по киберпреступности, доклад которой мы ожидаем в следующем году. С учетом этого фактора субстантивная работа Комитета над конвенцией начнется в 2021 году. Россия всецело поддерживает Венскую группу и наряду с другими странами является ее спонсором.

Уважаемые коллеги, 

Представленный нами проект резолюции предполагает, что эра «клубных» договоренностей должна уступить место демократическому переговорному процессу. Для нас принципиально важно, чтобы этот процесс носил открытый, инклюзивный и транспарентный характер.

Реализация представленной резолюции стоит недорого, особенно на фоне тех задач, которые она призвана решить. Несмотря на это в ее тексте предусматривается возможность внесения донорских средств на ее имплементацию. Наша страна готова поддержать ее, в том числе путем оказания помощи для участия развивающихся стран. 

Уважаемые друзья, 

Сегодня каждый ваш голос важен для реализации этой инициативы, которая нацелена на достижение справедливого и равноправного миропорядка в цифровой сфере. 

Спасибо за внимание.