Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации Д.В.Дрючина в диалоге со Спецдокладчиком по вопросу о поощрении и защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом, Спецдокладчиком по вопросу о независимости судей и адвокатов, а также со Спецдокладчиком по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека в рамках обсуждения п. 70 (a-d) повестки дня Третьего комитета 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН

Г-н Председатель,

Благодарим г-жу Ни Илойн за ее доклад. Тема поощрения и защиты прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом является одной из наиболее сложных в повестке дня органов ООН, включая Третий комитет и Совет по правам человека.

Единых подходов к правозащитному измерению антитеррористической деятельности, равно как и к пониманию ущерба, который терроризм наносит правам человека, сегодня не существует. Чтобы их выработать, требуется добрая воля всех государств, готовность отрешиться от конъюнктурных интересов и геополитических соображений. 

К сожалению, сегодня мы видим обратное. Вопросы соблюдения прав человека в контексте борьбы с терроризмом по-прежнему часто используется в качестве политического инструмента, служат полем для применения пресловутой политики «двойных стандартов». Такой подход категорически неприемлем. Оправдание терроризма недопустимо ни при каких обстоятельствах. Это понимание должно быть отправной точкой всего международного сотрудничества в рассматриваемой сфере. Такое сотрудничество должно основываться на неукоснительном соблюдении норм международного права, в том числе в области защиты прав человека. В этом контексте мы с интересом ознакомились с позицией Специального докладчика в отношении роли и места норм т.н. мягкого права в контртеррористической деятельности и принимаем к сведению рекомендации, сформулированные в докладе.

Г-н Председатель, 

Хотели бы поблагодарить г-на Гарсиа-Саяна за его очередной доклад. Не вызывает сомнений, что деятельность судей и адвокатов имеет ключевое значение для эффективной реализации права человека на доступ к правосудию и справедливое судебное разбирательство. Часто именно от их профессионализма, беспристрастности и независимости зависят судьбы людей. Между тем сегодня судьи и адвокаты в своей повседневной работе вынуждены сталкиваться с различными вызовами и угрозами, наиболее опасным из которых является, безусловно, коррупция. Учитывая ее размах и трансграничный характер, справиться с этим явлением в одиночку не дано ни одному государству. Только объединив усилия, можно эффективно противостоять этой общей для всех стран угрозе.

В этих условиях ключевое значение приобретает формулирование неких общих правил и требований, соблюдение которых позволяло бы органам судебной власти наиболее эффективно выполнять свои функции. Наглядным примером такого документа являются Основные принципы независимости судебных органов. За время своего существования они зарекомендовали себя в качестве полезного ориентира для функционирования национальных систем отправления правосудия. Считаем, что созданием и редактированием подобных сводов должны заниматься, в первую очередь, профессионалы, обладающие необходимой компетенцией в рассматриваемой области. Очевидно, что в рамках Всемирной Организации таким органом является Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Именно она, как нам представляется, должна заниматься анализом и выработкой предложений по совершенствованию упомянутых Основных принципов. Что касается других механизмов системы ООН, включая спецпроцедуры СПЧ, то они должны оказывать Комиссии необходимое содействие в рамках своей компетенции. В этой связи хотели бы поинтересоваться мнением Спецдокладчика относительно места и роли вверенного ему мандата в работе на данном направлении.

Г-н Председатель, 

Внимательно ознакомились с докладом г-на Джезаири. Категорически не приемлем практику введения односторонних принудительных мер, которые не только нарушают нормы международного права и основные права и свободы человека, но и подрывают политико-дипломатические усилия государств по разрешению кризисных ситуаций. Убеждены, что использование санкций для решения политических проблем - путь тупиковый и контрпродуктивный, ведущий к подрыву системы международных отношений. Из мировой истории хорошо известно, что рестрикции и попытки изоляции отдельных государств крайне редко приводят к желаемому результату, гораздо чаще оборачиваясь собственными потерями для тех, кто их вводит, и препятствует реализации прав и свобод граждан. Важно, чтобы этот урок был усвоен теми, кто сегодня активно пытается использовать инструмент односторонних принудительных мер для достижения своих конъюнктурных политических целей.

Благодарим за внимание.