Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации Д.В.Дрючина в ходе диалога с председателем Комитета по правам человека и председателем Комитета по экономическим, социальным и культурным правам в рамках обсуждения п. 72 (с) повестки дня Третьего комитета 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН

Г-н Председатель,

Благодарим председателей обоих комитетов за представленные доклады.

Являясь участником большинства международных договоров в правозащитной сфере, Российская Федерация придает большое значение развитию конструктивного взаимодействия с договорными органами по правам человека. Считаем, что при добросовестном подходе к выполнению своих задач и неукоснительном соблюдении соответствующих мандатов эти механизмы способны оказать значительную помощь государствам в их усилиях по поощрению и защите прав человека.

Хотели бы воспользоваться сегодняшним диалогом и обратить внимание председателей на ряд тенденций и шагов комитетов, которые вызывают у нас озабоченность. 

Пару недель назад Комитет по правам человека уведомил государства-участники Международного пакта о гражданских и политических правах о своем решении перейти на упрощенную процедуру рассмотрения национальных докладов о выполнении государствами международных обязательств по Пакту. Подчеркну, речь идет об уведомлении Комитета, а не о предложении государствам. В этой связи возникает вопрос – на каком правовом основании Комитет принял в одностороннем порядке такое решение. Об этом что-то говорится в Пакте, или на то было соответствующее решение совещания государств-участников Пакта? Рассматриваем данное уведомление Комитета как неправомерное, нарушающее положения Пакта. Российская Федерация не планирует менять изложенную в ст. 40 Пакта процедуру национальной отчетности в Комитет. 

Серьезную озабоченность у нас вызывает крайне высокий уровень влияния политической конъюнктуры на решения Комитета по правам человека. Российская Федерация неоднократно становилась жертвой политически обусловленных решений КПЧ по индивидуальным делам в рамках Факультативного протокола, когда Комитет вопреки даже формальным критериям приемлемости – предполагаемые нарушения были совершенны за полвека до присоединения России к Факультативному протоколу – признал нашу страну виновной в нарушении. Такое откровенное пренебрежение принципами международного права поражает. 

Оставляет желать лучшего ход реализации КПЧ рекомендаций, адресованных договорным органам резолюцией 68/268 Генеральной Ассамблеи ООН «Укрепление и повышение эффективности функционирования системы договорных органов по правам человека». 
В первую очередь речь идет о ликвидации задолженности рассмотрения национальных докладов государств-участников и индивидуальных дел в рамках Факультативного протокола. Одновременно не может не вызывать удивление активность КПЧ по другим, не всегда предусмотренным Пактом, трекам, будь то обсуждение т.н. актов запугиваний и репрессий в адрес партнеров Комитета, или последовательное агрессивное лоббирование слияния работы Комитета по правам человека и Комитетом по социальным, культурным и экономическим правам. 

Призываем Комитет по правам человека вспомнить и сфокусироваться на вверенном ему Международным пактом и Факультативном протоколом мандате, ликвидировать по примере Комитета по социальным, экономическим и культурным правам существующую задолженность в части рассмотрения национальных докладов и индивидуальных жалоб, а также вернуть методы своей работы из политической в правовую плоскость. 

Благодарим за внимание.