Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации Р.Г.Кашаева в Третьем комитете 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН

Пункт 27 «Социальное развитие»

Г-жа Председатель,

Нынешний год выдался непростым для всех нас. Международное сообщество столкнулось с принципиально новым вызовом – пандемией коронавируса. Болезнь затронула миллионы людей, унесла сотни тысяч человеческих жизней. Отдельно следует отметить ее негативное воздействие на социально-экономическое положение всех без исключения стран. Экспертам еще предстоит оценить масштаб экономического кризиса и его отдаленные последствия, однако уже сейчас очевидно, что на восстановление глобальной экономики потребуются силы и время, а до обозначенной задачи – достижения Целей устойчивого развития к 2030 г. – осталось 10 лет.

Г-жа Председатель,

В сложившихся условиях по-прежнему считаем, что только поступательная работа в области социального развития по искоренению нищеты, обеспечению полной занятости и достойного труда для всех и содействию социальной интеграции будет способствовать дальнейшей эффективной выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития и 24-й спецсессии Генассамблеи ООН, а также станет весомым вкладом в осуществление Повестки-2030. Убеждены, что ключевая роль по реализации этих задач в рамках системы ООН принадлежит Комиссии социального развития ООН, отвечающей за выработку согласованных решений по вопросам обеспечения равных возможностей для инвалидов, поддержки пожилых людей, улучшения положения молодежи и укрепления роли традиционной семьи. Выступаем против любых шагов, направленных на сворачивание ее деятельности.

Г-жа Председатель,

Несмотря на стремительное распространение нового вируса, в России удалось избежать значительного роста безработицы благодаря целенаправленным шагам руководства страны по поддержке экономики. Перед началом эпидемии безработица составляла 4,7 % от трудоспособного населения, а на данном этапе – 6,4 %. С целью оказания содействия потерявшим работу гражданам было принято решение увеличить до минимального прожиточного минимума пособия по безработице. Данная мера не только позволила финансово поддержать лиц, потерявших работу, но и избежать чрезмерного повышения уровня бедности.

Г-жа Председатель,

На фоне спада мировой экономики в России все социальные обязательства перед населением выполняются в полном объеме. С 1 января 2020 г. минимальный размер оплаты труда достиг показателя прожиточного минимума. Также с 1 января 2020 г. 31 млн. неработающих пенсионеров получили прибавку к пенсии в размере 6,6 %. С 1 февраля 2020 г. почти на 4 % увеличены ежемесячные денежные выплаты всем лицам льготной категории, включая инвалидов.

Даже сейчас в условиях жесткой экономии из-за коронавируса удалось с 1 октября 2020 г. в Российской Федерации реализовать запланированную ранее индексацию на 4,3 % заработной платы сотрудников всех государственных учреждений. Кроме того, работникам социальных учреждений, включая врачей и учителей, в дополнение к заработной плате за работу в период пандемии начислялись надбавки.

Г-жа Председатель,

Благодаря передовым цифровым технологиям в период пандемии удалось быстро адаптировать систему образования и работы, а также сферу услуг, наладить дистанционное обучение, онлайн-курсы для людей различных возрастов. С целью защиты населения от нового вируса в России предоставление большинства государственных услуг перешло в электронный формат, исключающий личное присутствие граждан.

С момента введения карантина и режима самоизоляции в марте 2020 г. более 652 тысяч россиян воспользовались упрощенным порядком установления инвалидности, который позволяет сроком на полгода продлевать ранее установленную группу инвалидности либо устанавливать инвалидность впервые без посещения специализированный учреждений. Кроме того, заявки на обеспечение инвалидов средствами реабилитации также направляются через сеть Интернет. За первое полугодие 2020 г. более 180 тысяч технических средств реабилитации было предоставлено лицам с ограниченными возможностями. Это в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период 2019 г.

Г-жа Председатель,

В Российской Федерации государственная поддержка молодежи с особым акцентом на трудоустройство и стабильную занятость строится с учетом ключевых положений Всемирной программы действий, касающейся молодежи. Для повышения уровня занятости молодых специалистов был разработан специальный портал «Работа в России». Впервые вышедшим на рынок труда соискателям доступно более 940 тысяч рабочих мест.

Г-жа Председатель,

Одним из важнейших направлений работы государства является забота о гражданах старшего поколения. Особо следует отметить деятельность молодежных волонтерских движений, оказывающих в период пандемии посильную помощь вынужденным оставаться дома пожилым людям. Волонтеры помогают с доставкой продуктов и лекарств, с оплатой коммунальных услуг, оказывают психологическую помощь.

Г-жа Председатель,

Российская Федерация придает особое значение вопросам продвижения традиционных семейных ценностей и защиты семьи. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2020 г. в Конституцию Российской Федерации были внесены поправки, касающиеся вопросов защиты семьи, укрепления института брака, а также заботы о детях, в том числе оставшихся без попечения родителей.

Г-жа Председатель,

В заключение хотели бы в очередной раз привлечь внимание к проводимой в странах Балтии и на Украине политике дискриминации русского языка. Считаем, что ограничение права на образование и использование родного языка недопустимо.

Пункт 28 «Улучшение положения женщин»

Г-жа Председатель,

В период обрушившейся на мир пандемии коронавируса значение приверженности положениям Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Пекинской Декларации и Платформы действий приобрело особую актуальность. В этой связи не можем согласиться с теми, кто вместо оптимизации и адаптации принципов своей работы к нынешним кризисным условиям пытается обесценить результаты достигнутые на пути ликвидации гендерного неравенства.

Свидетельством придаваемого проблематике расширения прав и возможностей женщин значения является высокий политический уровень участия 1 октября с.г. в заседании высокого уровня нынешней сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященном празднованию 25-й годовщины проведения 4-й Всемирной конференции по положению женщин. Проведенный по случаю этой юбилейной даты глобальный обзор (т.н. процесс «Пекин+25») показал ощутимый прогресс, достигнутый в ходе осуществления Пекинской Декларации и Платформы действий за предшествующий период. Такой результат было бы сложно достичь без координации этой работы со стороны Комиссии ООН по положению женщин (КПЖ), на деле подтвердившей свое ключевое значение в качестве межправительственного органа системы ООН по всему спектру вопросов, касающихся положения женщин.

Успешная деятельность Комиссии невозможна без технического содействия со стороны Структуры «ООН-женщины», отметившей в этом году десятую годовщину своего создания. Поддерживаем в целом конструктивный подход к реализации Структурой своего мандата, одна из основных задач которой заключается во вспомогательном сопровождении работы межправительственных органов системы ООН по вопросам, касающимся положения женщин. Считаем, что непреложным условием ее эффективного функционирования является строгое осуществление деятельности по запросу и с согласия соответствующих государств.

Исходим из того, что повышению успешности работы ООН в продвижении гендерной повестки способствовала бы большая согласованность между общим политическим руководством, осуществляемым КПЖ, и оперативными стратегиями, утверждаемыми Исполнительным советом Структуры. Также хотели бы напомнить о зафиксированном резолюцией ГА ООН 74/306 понимании, что укреплять многостороннее взаимодействие в борьбе с пандемией необходимо в соответствии с Уставом ООН и под эгидой Всемирной организации здравоохранения.

Г-жа Председатель,

Со своей стороны, можем заверить, что несмотря на вызовы, связанные с борьбой с пандемией, наша страна остается верной взятым на себя международным обязательствам в области улучшения положения женщин. В настоящее время продолжается осуществление плана мероприятий по реализации II этапа (2019-2022 гг.) Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 гг. В рамках отчетности по реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года в июле с.г. Российская Федерация представила Добровольный национальный обзор об осуществлении Целей устойчивого развития, включающий, в частности, развернутую информацию о прогрессе достижения ЦУР № 5 по женщинам и девочкам.

В качестве одного из центральных мероприятий российского председательства в Совете Безопасности ООН в октябре с.г. запланировано проведение открытых дебатов по тематике «Женщины, мир и безопасность» по случаю 20-летия принятия резолюции СБ ООН 1325 (2000). В феврале 2021 года в ходе 78-й сессии Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин должно состояться рассмотрение 9-го периодического доклада Российской Федерации о выполнении положений соответствующей Конвенции.

Пользуясь возможностью хотели бы сообщить, что 22-24 сентября 2021 года в г.Санкт-Петербурге запланировано проведение Третьего Евразийского женского форума, уже доказавшего свою значимость в качестве авторитетной международной площадки для обсуждения женской повестки дня.

Пункт 63 «Доклад Верховного комиссара ООН по делам беженцев, вопросы, касающиеся беженцев, возвращенцев и перемещенных лиц,
и гуманитарные вопросы»

Г-жа Председатель,

Российская Федерация исходит из того, что для преодоления последствий миграционных кризисов, затронувших отдельные страны и целые регионы мира, требуется координации усилий всех государств. Необходимо развивать многостороннее сотрудничество в этой сфере при центральной координирующей роли ООН в целях эффективного решения проблем, связанных с массовым перемещением больших групп беженцев и мигрантов.

Считаем, что подходы к преодолению миграционных вызовов, включая вопросы обеспечения и защиты прав беженцев, не могут противоречить базовым принципам гуманности, нейтральности, беспристрастности и независимости, а принимаемые меры не должны нарушать суверенитет и территориальную целостность государств и реализовываться без согласия тех стран, где они осуществляются.

Убеждены, что наиболее эффективным способом решения проблемы вынужденных мигрантов является устранение коренных причин, вынуждающих людей покидать свою родину. Исходим из того, что успешное решение этой задачи лежит в плоскости политического урегулирования в государствах исхода мигрантов, а также оказания им содействия в социально-экономическом развитии, государственном строительстве и борьбе с терроризмом.

Г-жа Председатель,

Российская Федерация вносит значительный вклад в укрепление международного режима защиты беженцев и решение миграционных проблем, что выражается в масштабной гуманитарной деятельности во многих странах и регионах мира, а также политических усилиях по предотвращению и преодолению кризисов. Ежегодно наша страна добровольно выделяет 2 млн. долл. США в бюджет Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ).

Положительно оцениваем роль УВКБ в повышении эффективности международной защиты беженцев и других категорий лиц, входящих в сферу его ответственности. Считаем деятельность Управления особенно важной в ситуациях крупных гуманитарных кризисов, рассматриваем ее как значимый элемент комплексных мер по разрешению таких кризисов.

Отмечаем усилия УВКБ в отношении сирийских беженцев и внутренне перемещенных лиц (ВПЛ). Российская Федерация активно участвует в финансировании осуществляемых УВКБ гуманитарных операций по оказанию помощи сирийцам. В 2020 г. из ежегодного добровольного донорского взноса России на программы Управления для беженцев и ВПЛ из Сирии выделено 800 тыс. долл. США. Не теряет актуальности инициатива нашей страны о содействии добровольной репатриации сирийских вынужденных мигрантов, реализации которой необходима международная поддержка. Ожидаем, что мировое сообщество будет придерживаться неполитизированного подхода к решению данной задачи.

Положительно оцениваем и поддерживаем, в т.ч. финансово, деятельность УВКБ по преодолению гуманитарных последствий внутриукраинского кризиса.

Полагаем необходимым, чтобы УВКБ уделяло повышенное внимание лицам без гражданства, в том числе в Европе.

В условиях пандемии COVID-19 приветствуем нацеленность УВКБ на развитие тесного взаимодействия с властями государств в целях включения беженцев и мигрантов в нацпрограммы по борьбе с этой инфекцией. Наша страна поддерживает, в том числе финансово, усилия УВКБ по сдерживанию распространения заболеваемости, которые в частности заключаются в наращивании гумпоставок в страны, испытывающих нехватку медицинских средств, а также принятии мер по улучшению систем водоснабжения и санитарии в лагерях беженцев, больницах, школах и других социальных учреждениях.

Российская Федерация поддержала принятие Глобального договора о беженцах (ГДБ), призванного внести важный вклад в укрепление международного режима защиты беженцев. Наша страна приняла активное участие в первом заседании Глобального форума по беженцам. Ожидаем, что данная площадка будет способствовать привлечению внимания мирового сообщества к беженской проблематике и наращиванию усилий в целях реализации ГДБ.

Г-жа Председатель,

Видим востребованность Международной организации по миграции (МОМ). Отмечаем укрепление конструктивного взаимодействия между ООН и МОМ. Рассчитываем, что это будет способствовать обоюдному усилению их потенциалов в интересах успешного реагирования международного сообщества на возникающие вызовы в сфере миграции.

Рассматриваем миграцию не только как один из актуальных вызовов, но и как важный драйвер в области социально-экономического развития. Отмечаем, что Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. отдельно затрагивает миграцию, содержит соответствующие целевые показатели и признает позитивный вклад мигрантов в обеспечение роста экономики и устойчивого развития.

Исходим из того, что ключевой задачей на миграционном направлении в контексте развития должен стать поиск механизмов оптимизации и контроля над процессами миграции для повышения их позитивного вклада в социально-экономической сфере при учете национальных интересов и приоритетов.

Положительно оцениваем деятельность Глобального форума по миграции и развитию как важной площадки для межгосударственного неформального обсуждения вопросов миграции в увязке с целями и задачами развития.

Придаем большое значение укреплению международного сотрудничества в области миграции. Россия поддержала принятие Глобального договора о безопасной, упорядоченной и легальной миграции. Отмечаем, что целый ряд положений Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации коррелирует с принципами и целями этого договора. Наша страна приняла активное участие в процессе консультаций по выработке модальностей предстоящего в 2022 году первого Форума по рассмотрению проблем международной миграции, который в последующем будет проводиться каждые четыре года.

Пункт 67 «Доклад Совета по правам человека»

Г-жа Председатель,

Серьезную озабоченность у нас вызывает набирающая обороты практика неприкрытого использования западными странами Совета ООН по правам человека в качестве инструмента для смены неугодных правительств. Если раньше такие попытки вмешательства во внутренние дела осуществлялись скрытно, под прикрытием тех или иных аспектов проблематики прав человека, то сегодня мы являемся свидетелями открытого задействования Совета для свержения национального руководства стран. Осуществляется это теперь, как правило, через электоральную проблематику в периоды проведения выборов во властные структуры разного уровня. Схема при этом проста: в случае победы на выборах неугодных Западу сил, будь то политическая партия на выборах в структуры муниципальной власти или федеральный парламент или же конкретный кандидат – на президентских, такие выборы объявляются «нечистыми», а их итоги недействительными. В результате некоторые члены Совета путем голосования добиваются принятия решений, которые определяют законность или незаконность национальных властей. Очевидно, что такие шаги представляют собой явное вмешательство во внутренние дела государств и грубо нарушают не только учредившею СПЧ резолюцию ГА ООН 60/251 и уставные резолюции самого Совета 5/1 и 5/2, но и Устав ООН и основы международного права, в том числе Билль о правах человека.

Г-жа Председатель,

Не можем мы не отметить и отдельную роль председателя СПЧ в росте политизированного и интрузивного градуса работы Совета. Предусмотренный резолюцией СПЧ 5/1 исключительно технический характер полномочий председателя, в последнее время активно задействуется назначенными на данный пост дипломатами в политических целях своих государств или отдельной группы стран. Считаем такое развитие событий недопустимым. В целях купирования в дальнейшем подобных попыток превратить пост председателя СПЧ в какой-либо политический механизм предлагаем рассмотреть целесообразность внедрения процедуры принесения председателем своего рода клятвы в преддверии вступления в новую должность, в которой бы содержалось обещание в своей работе руководствоваться принципами объективности и беспристрастности в целях обеспечения эффективной и конструктивной работы Совета.

Российская Федерация в свое время приветствовала реформирование Комиссии ООН по правам человека в Совет ООН по правам человека. Мы рассчитывали, что новый орган станет площадкой для равного и честного диалога, механизмом помощи в реализации странами правозащитных обязательств перед своими гражданами. К сожалению, сегодня Совет представляет собой удобный и эффективный инструмент достижения западными странами своих конъюнктурных политических и экономических целей. Права человека уступают место политическим вопросам в повестки дня Совета. Репутация СПЧ все чаще испытывается на прочность. Очевидно, что если такой тенденции не положить конец, очень скоро Совет совсем потеряет доверие тех, кто действительно страдает от нарушений прав человека.

Пункт 68 «Поощрение и защита прав детей»

Г-жа Председатель,

Неутихающая пандемия коронавируса повлияла на жизни миллионов детей во всем мире. Закрытие детских садов и школ и строгие меры по сдерживанию распространения вируса привели к тому, что дети временно оказались, по сути, запертыми дома. Нелегко пришлось и их родителям, часть из которых в период пандемии стала работать из дома. В более сложной ситуации оказались семьи, где родители, несмотря на карантин, вынуждены, как прежде, ходить на работу.

В этих условиях нельзя недооценивать значение Конвенции о правах ребенка, провозгласившей, в частности, необходимость семейного окружения для полного и гармоничного развития личности ребенка и наилучшего обеспечения его интересов. Хотя данный международный договор до сих пор не стал универсальным по своему охвату, его положения являются определяющими при оказании содействия и осуществлении защиты наиболее уязвимой категории населения, в том числе перед лицом современных вызовов.

Г-жа Председатель,

Российская Федерация привержена неукоснительному соблюдению международно-правовых обязательств по защите прав ребенка, нацелена на практическую реализацию принципов итогового документа 27-й спецсессии ГА ООН «Мир, пригодный для жизни детей». Наглядным доказательством того, что в России забота о детях не пустая декларация, а часть системного продуманного социально ориентированного внутриполитического курса, является Десятилетие детства. В этом году завершается реализация первого этапа, а именно Плана мероприятий до 2020 г. В настоящее время Координационный совет при Правительстве Российской Федерации по проведению Десятилетия детства разрабатывает проект плана мероприятий на период 2021-2027 гг. Данный документ был также вынесен на общественное обсуждение, к примеру, слушания в Общественной палате Российской Федерации транслировались в сети Интернет.

Г-жа Председатель,

Совершенствование социальной политики в отношении детей осуществляется на постоянной основе. К принятым за последнее время мерам на данном направлении можно отнести: выплату материнского капитала за первого ребенка, родившегося после 1 января 2020 г. (ранее подобная выплата предоставлялась только после рождения второго ребенка); увеличение материнского капитала для семей, родивших после 1 января 2020 г. двоих детей; предоставление возможности погашения ипотеки для семьи, родившей третьего ребенка, выплата пособий на одного ребенка семьям с невысоким уровнем дохода. Кроме того, всем учащимся младших классов средней школы решено предоставлять бесплатное горячее питание.

Что касается периода пандемии, то родители свыше 25 млн детей получили дополнительную поддержку. Речь идет о пособиях на детей до 3-х лет и единовременной выплате на детей от 3-х до 16-ти лет.

Отдельно хотели бы остановиться и на принятых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2020 г. поправках в Конституцию Российской Федерации. Среди них есть и статьи, направленные на защиту детства, материнства и отцовства, а также прав ребенка на достойное семейное воспитание и всестороннее развитие. Внесенные в Конституцию изменения будут способствовать не только гармоничному развитию ребенка, но и помогут привить юному гражданину любовь к Родине, уважение к страшим. Что касается института семьи, то поправки поддерживают традиционные семейные ценности – брак как союз мужчины и женщины, уважение детей к старшим, забота нескольких поколений семьи друг о друге.

Пункт 69 «Права коренных народов»

Г-жа Председатель,

Пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) высветила сохраняющиеся в отдельных регионах мира структурное неравенство и дискриминацию коренных народов. Ввиду отсутствия адекватного доступа к базовым медико-санитарным услугам и в условиях социально-экономической маргинализации коренные народы в отдельных регионах мира оказались в уязвимом по сравнению с другими группами населения положении.

В этой связи мы считаем важным осуществляемый правозащитными механизмами ООН, включая спецдокладчика по правам коренных народов, сбор информации, анализ влияния этой чрезвычайной эпидемиологической ситуации на коренные народы и принимаемых государствами мер, соответствующих масштабам переживаемого кризиса.

Г-жа Председатель,

В нашей стране в контексте нынешней ситуации положению коренных малочисленных народов, проживающих в удаленных и труднодоступных местах, ведущих кочевой или полукочевой образ жизни, было уделено особое внимание и приложены значительные усилия по оказанию медицинской, социальной и иной помощи. Была установлена прямая и обратная связь, включая таксофоны, мобильные и спутниковые телефоны, рации, интернет. Для оперативных случаев созданы медицинские бригады санитарной авиации. В зависимости от региона были приняты такие меры поддержки, как единовременные денежные выплаты, отсрочка уплаты налогов и арендных платежей, расширены программы льготного кредитования. Организовано обеспечение отдаленных и труднодоступных населенных пунктов продуктами питания и товарами первой необходимости, включая топливо и боеприпасы, используемые для осуществления традиционной хозяйственной деятельности. Во всех регионах был обеспечен полноценный образовательный процесс с учетом специфики учреждений. Например, при отсутствии электронных ресурсов организации дистанционного обучения использовались иные форматы, включая распечатанные материалы, СМС-сообщения, либо выезд учителей.

В целом оказание медицинской помощи осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и действующими в каждом регионе программами бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденными порядком и стандартами оказания медицинской помощи вне зависимости от национальности и религиозных убеждений.

Несмотря на эпидемиологический кризис, продолжалась работа по совершенствованию законодательства и повышению эффективности правоприменительной практики. 18 сентября с.г. было утверждено Положение о порядке возмещения убытков, причиненных коренным малочисленным народам Российской Федерации в результате нанесения ущерба их исконной среде обитания хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности (постановление Правительства Российской Федерации № 1488).

В настоящее время на общественное обсуждение представлены проекты документов, касающихся утверждения стандарта ответственности промышленных компаний во взаимоотношениях с коренными народами Арктической зоны. Проводится мониторинг реализации введенных в феврале с.г. поправок в закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» в части установления порядка учета лиц, относящихся к данной категории населения. Все изменения в законодательство были инициированы самими коренными народами и прошли общественное обсуждение.

Г-жа Председатель,

Одним из приоритетов государственной политики в этой сфере остается совершенствование механизмов участия коренных народов в принятии решений через представительство в органах исполнительной и законодательной власти, в первую очередь на региональном и местном уровне. Функционируют Советы уполномоченных представителей и иные совещательные структуры при федеральных и региональных органах власти. 

Продолжается работа по подготовке провозглашенного Генассамблеей ООН Международного десятилетия языков коренных народов. Для нашей страны вопрос сохранения и развития языкового разнообразия исключительно важен. В стране используется 277 языков и диалектов, которые относятся к различным языковым семьям и группам. 36 языков народов России наряду с русским языком являются государственными на территории республик, входящих в состав Российской Федерации, обучение в школе ведется на 24 языках, 81 язык изучается как предмет. Мы продолжаем вести практическую работу по поощрению языкового разнообразия и многоязычия, сохранению и защите нематериального культурного наследия коренных народов.

Хотим заверить, что наша страна открыта и готова к дальнейшему взаимодействию со вспомогательными органами и спецпроцедурами по проблематике коренных народов. Исходим из того, что только в рамках конструктивного и неполитизированного диалога возможно поступательное развитие сотрудничества в этой сфере.

Пункт 70 «Ликвидация расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимостью»

Г-жа Председатель,

С самого создания ООН его государства-члены уделяли вопросам борьбы с расизмом и расовой дискриминацией приоритетное внимание. Сама Организация стала ответом на ужасы Второй мировой войны, на чудовищные преступления национал-социализма, на попытки реализации на практике доктрины расовой и этнической исключительности.

За 75 лет существования ООН были разработаны и приняты основополагающие международные договоры по правам человека, включая Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, состоялись три Всемирные конференции по борьбе против расизма, одобрены десятки резолюций. Вместе с тем, как наглядно показали события последнего года, стоящие перед международным сообществом проблемы в этой области отнюдь не стали достоянием истории.

Попытки решить их самостоятельно, без учета их глобального характера, обречены на провал. Здесь как нигде требуются слаженные, скоординированные действия всех заинтересованных сторон, включая представителей гражданского общества.

Пандемия коронавирусной инфекции лишь обострила имеющиеся у государств расхождения в подходах. С новой силой и с задействованием современных информационно-коммуникационных технологий зазвучали откровенно расистские лозунги и призывы, практически беспрепятственно распространяются разного рода экстремистские идеи и убеждения. При этом государства, называющие себя «демократически зрелыми» и «приверженными правозащитным стандартам», практически бездействуют, прикрываясь ссылками на право на свободу выражения мнения, которое они возвели в некий абсолют.

Категорически не можем согласиться с таким подходом, считаем его не просто ошибочным, но и крайне опасным и противоречащим целостному и комплексному подходу к правам человека. Убеждены, что следует проводить четкое различие между упомянутой практикой и тем, что принято именовать «свободой слова». На это же указывает Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, статья 4 которой требует от государств-участников этого договора преследовать указанные проявления расизма, расовой дискриминации и ксенофобии в уголовном порядке. В этой связи мы поддерживаем позицию Комитета по ликвидации расовой дискриминации, призвавшего отозвать оговорки, сделанные рядом стран к указанной статье 4 Конвенции.

А тем временем в самом центре Европы продолжается политика героизации тех, кто реализовывал на практике то, с чем Объединенные Нации боролись в годы Второй мировой войны. В ранг национальных героев возводятся ветераны подразделений «Ваффен-СС» и разного рода коллаборационисты. Тех, кто сотрудничал с нацистами и совершал военные преступления и преступления против человечности, квалифицируют как национальных героев и участников национально-освободительных движений. В ряде стран объявлена настоящая война памятникам и монументам в честь тех, кто освобождал Европу и весь мир от нацизма и фашизма.

Убеждены, что в год 75-летия начала работы Нюрнбергского трибунала важно подтвердить незыблемость итогов Победы во Второй мировой войне, закрепленных в том числе в Уставе ООН и документах Нюрнберга.

Г-жа Председатель,

Всеобъемлющие правовые рамки борьбы с различными проявлениями расизма и расовой дискриминации четко определены в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, а также в Дурбанской декларации и Программе действий и итоговом документе Дурбанской обзорной конференции. Со своей стороны Российская Федерация привержена всемерному укреплению режима Конвенции, включая содействие в работе созданного в соответствии с ней Комитета по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД). Убеждены, что положения Конвенции, касающиеся полномочий профильного Комитета, должны соблюдаться столь же строго, как и статьи, относящиеся к конкретным правам человека. Одновременно важны и усилия самого этого договорного органа в рамках определенного Конвенцией мандата. Важно, чтобы отношения КЛРД и государств-участников договора базировались на конструктивном и взаимоуважительном диалоге, а сам КЛРД четко выполнял свое основное предназначение – оказание содействия государствам в выполнении тех обязательств, которые четко и недвусмысленно закреплены в Конвенции.

Г-жа Председатель,

По-прежнему серьезную обеспокоенность у нас вызывает положение так называемых неграждан, а также в более широком плане сохраняющаяся дискриминация национальных меньшинств в Латвии и Эстонии. Считаем недопустимой ситуацию, когда в центре Европы почти 350 тыс. человек лишены основополагающих прав и свобод человека. Оптимистичные отчеты Риги и Таллина о постепенном снижении указанной цифры, которые подают это как свое «достижение», иначе как откровенным цинизмом назвать нельзя. При нынешних крайне низких темпах натурализации решение данной проблемы будет законсервировано на десятилетия, а отмечаемое сокращение числа «неграждан» происходит в значительной мере за счет естественных процессов, в том числе в силу смертности и миграции.

По-прежнему отсутствуют какие-либо позитивные изменения в вопросе защиты языков национальных меньшинств, в первую очередь в сфере образования. Острота этой проблемы не снижается как в случае со странами Прибалтики, так и Украины. Принятые в соответствующей области меры не могут быть охарактеризованы иначе, как дискриминационные. Причем на Украине русский язык вообще оказался в состоянии двойной дискриминации, то есть не только по отношению к украинскому языку, но и к языкам государств-членов ЕС. Считаем такую ситуацию недопустимой.

Пункт 71 «Право народов на самоопределение»

Г-жа Председатель,

Осуществление права народов на самоопределение, закрепленного в Уставе ООН, пактах по правам человека и Декларации ООН о принципах международного права, особенно важно для окончательного ухода от наследия колониализма, однако рассматривать его лишь в этом контексте означало бы намеренное упрощение вопроса. Убеждены, что для достижения справедливого международного порядка, при котором все народы могли бы выбирать свое политическое будущее в соответствии с Уставом ООН и нормами и принципами международного права, важно содействовать подлинному поощрению прав всех народов без применения «двойных стандартов» и продвижения конъюнктурных интересов отдельных государств и групп государств.

Попытки отдельных государств применить тактику коллективного наказания за реализацию права народов на самоопределение, закрепленного в том числе в Международных пактах по правам человека, являются недопустимыми. В частности, осуждаем осуществляемую в отношении народа Крыма водную блокаду, ограничение права крымчан на свободу передвижения, иные наложенные на них санкции за реализацию права на свободу выражения мнения в ходе проведенного в марте 2014 г. Референдума о воссоединении Крыма с Россией.

Пункт 72 «Поощрение и защита прав человека»

Г-жа Председатель,

Сегодня, когда ситуация в мире остается сложной, не урегулированы старые и возникают новые очаги напряженности, на первый план выходит задача выработки обновленных, отвечающих духу времени подходов к обеспечению стабильного, устойчивого развития человечества. Россия последовательно исходит из необходимости уделять равное внимание всем категориям прав человека – не только гражданским и политическим, но и экономическим, социальным, культурным.

Между тем охвативший мир кризис в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции обнажил суровую правду, а именно наличие глубокого социального расслоения внутри самих стран независимо от уровня их экономического развития, выразившееся, в том числе, в неравномерности доступа к медицинским услугам и социальной защите. Пандемия подтвердила первостепенность реализации социальных и экономических прав для осуществления других категорий прав и свобод человека, важность обеспечения равных возможностей для всех слоев общества и борьбы с неравенством, а также необходимость защиты уязвимых групп населения, включая инвалидов, пожилых, молодежь, детей, мигрантов, безработных.

Пандемия высветила также неприглядную картину состояния мировых дел: нарастание разобщенности между странами, неготовность отдельных государств поступиться своими сиюминутными корыстными интересами ради позитивной объединительной повестки дня подлинного международного сотрудничества. Вызывает сожаление, что даже перед лицом новой глобальной угрозы некоторые страны из конъюнктурных политических побуждений не отказались от шаблонного санкционного мышления и продолжили порочную практику введения односторонних принудительных рестрикций. Все это в значительной степени затруднило борьбу с коронавирусом в целом ряде государств и самым негативным образом сказалось на положении их населения.

Совместной созидательной деятельности по всестороннему обеспечению прав человека препятствует и взятый странами Запада курс на замену общепризнанных принципов международного права неким «миропорядком, основанным на правилах». Базовые социально-экономические права игнорируются на фоне выпячивания агрессивно либерально трактуемых политических прав. Обвинительная риторика все чаще используется в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела суверенных государств, а зачастую – для попыток смены неугодных правительств, не разделяющих изобретенных Западом в одностороннем порядке весьма сомнительных «ценностей», которые игнорируют культурно-цивилизационное многообразие современного мира. Такая порочная практика ведет к нагнетанию конфронтации, и в конечном счете – сужает возможности граждан реализовывать свои законные права.

Пункт 111 «Предупреждение преступности  и уголовное правосудие

Г-жа Председатель,

Российская Федерация последовательно выступает в поддержку центральной координирующей роли ООН в консолидации международных усилий в борьбе с глобальными вызовами и угрозами, включая транснациональную организованную преступность, наркотики и коррупцию, при соблюдении базовых принципов международного права.

Транснациональная организованная преступность продолжает использовать набирающую обороты глобализацию и глобализируется сама, использует достижения научно-технического прогресса, несет угрозу развитию государств и целых регионов.

В этой связи отмечаем значимость Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности – основополагающего универсального документа в сфере борьбы с международным криминалом. Приветствуем создание механизма по ее обзору, рассчитываем на его полноценный запуск уже в этом октябре.

Особое значение имеет проведение в марте 2021 г. в Киото XIV Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Приветствуем вклад принимающей страны – Японии по его подготовке. Рассчитываем принять активное участие в Конгрессе, в том числе в работе по согласованию итоговой Киотской декларации.

Придаем немаловажное значение вопросу международного сотрудничества по уголовным делам. Призываем государства сосредоточиться на поиске эффективных способов устранения имеющихся трудностей и препятствий в этой области, прежде всего – путем укрепления правовых рамок международного антикриминального сотрудничества.

Г-жа Председатель,

Выступаем в поддержку укрепления международного антикоррупционного сотрудничества при центральной координирующей роли Организации Объединенных Наций и на основе Конвенции ООН против коррупции (КПК).

Сохраняем приверженность принципам функционирования Механизма обзора хода осуществления КПК, его открытому, межправительственному и техническому характеру. Механизм обзора проверен временем и зарекомендовал себя в качестве надежного инструмента оценки достигнутого прогресса, а также трудностей, возникающих в ходе осуществления Конвенции.

Отмечаем необходимость укрепления международно-правового режима возвращения преступных активов с учетом результатов второго цикла обзора хода осуществления КПК, охватывающего положения ее пятой главы «Меры по возвращению активов». Считаем целесообразным объединить усилия всех заинтересованных сторон под эгидой ООН в деле предупреждения коррупции в спорте во исполнение принятой по инициативе Российской Федерации резолюции 8/4 «Защита спорта от коррупции» Конференции государств-участников КПК.

Приветствуем проведение спецсессии Генассамблеи ООН против коррупции в 2021 г. Считаем необходимой тщательную подготовку мероприятия при тесном взаимодействии Управления ООН по наркотикам и преступности и государств-участников КПК в соответствии с процедурой и модальностями, установленными резолюцией ГА ООН 74/276, и утвержденным графиком работы. Поддерживаем выработку сбалансированной и ориентированной на действие итоговой декларации спецсессии согласно резолюции 73/191. Уверены, что мероприятие позволит не только обратить внимание широкой международной общественности на важность осуществления КПК, ее значимость для прогресса каждого государства-участника в совершенствовании национального законодательства и мер по борьбе с коррупцией, но и определить возможные направления совершенствования международного сотрудничества в указанной области.

Пункт 112 «Противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях

Г-жа Председатель,

Тяжелейшим испытанием для всего мирового сообщества в 2020 году стала пандемия коронавирусного заболевания (COVID-19). Помимо страшных потерь человеческих жизней, она принесла с собой не столь очевидный, но весьма ощутимый попутный ущерб в виде стремительного роста киберпреступности в глобальных масштабах. В условиях форсированного перехода бизнес-структур и государственных учреждений на режим удаленной работы, в свете роста на фоне введенных карантинных мер использования Интернета и онлайн-услуг для частной жизни произошел всплеск фишинговых атак, нацеленных на кражу персональных данных и получение финансовой информации физических и юридических лиц, под предлогами, связанными с противодействием коронавирусной инфекции.

Даже в период до пандемии от многочисленных международных межправительственных организаций и органов, глобальных бизнес- корпораций и аналитических агентств поступали тревожные сигналы о тенденции к поступательному ежегодному ухудшению ситуации с масштабами и изощренностью использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) преступниками во всем мире. Доподлинно известно, что в результате преступлений, совершаемых в цифровой среде, мировая экономика ежегодно теряет триллионы долларов.

Ситуацию усугубляет отсутствие сдерживающих факторов в виде универсального правового регулирования и политической согласованности действий государств по противодействию этому вызову современности.

В связи с этим Российская Федерация особо приветствует решение Генассамблеи ООН в резолюции 74/247 об учреждении специального межправительственного комитета, мандатом которого является разработка под эгидой ООН первой в истории глобальной конвенции по борьбе с информационной преступностью.

Убеждены, что эффективное решение этой проблемы затрагивает интересы всех без исключения государств мира. Будущая конвенция призвана стать универсальным доступным и надежным средством и ориентиром в борьбе с информпреступностью. Поэтому крайне важно обеспечить участие в переговорном процессе самого широкого круга стран, включая развивающиеся страны, малые островные развивающиеся государства, наименее развитые страны. Такому подходу будет отвечать проведение сессий спецкомитета на площадке штаб-квартиры ООН в Нью- Йорке, где представлены все 193 государства-члена ООН.

Важно, чтобы работа спецкомитета выстраивалась в неконфронтационном, конструктивном и основанном на сотрудничестве ключе. Необходимо вести дело к неполитизированной, транспарентной и прагматичной дискуссии, чтобы решить поставленную перед спецкомитетом задачу. Для обеспечения справедливого, эффективного и своевременного принятия решений спецкомитет в своей работе должен руководствоваться правилами процедуры и устоявшейся практикой Генассамблеи ООН, ее Третьего комитета.

Исходим из того, что конвенция будет разрабатываться с учетом существующих международных документов, лучших видов практик и предпринимаемых на национальном, региональном и международном уровнях усилий по борьбе с использованием информационно-коммуникационных технологий в преступных целях, в частности работы и итогов работы Межправительственной группы экспертов открытого состава для проведения всестороннего исследования проблемы киберпреступности. Ряд положений действующих международных договоров в этой сфере мог бы лечь в основу будущей конвенции.

Призываем все государства-члены ООН к скорейшей разработке конвенции и самому активному участию в работе спецкомитета, включая его организационную сессию, которая согласно решениям Генассамблеи ООН должна состояться в Нью-Йорке в период не позднее 1 марта 2021 года.

Пункт 113 «Международный контроль над наркотическими средствами

Г-жа Председатель,

Серьезным вызовом для глобальной системы контроля над наркотиками стала пандемия COVID-19. Считаем, что международное сообщество на базе Устава ООН обязано сплотиться во имя отражения этой общей для всех угрозы. Необходимо, чтобы Комиссия ООН по наркотическим средствам (КНС) внесла свой вклад в этот процесс. Ожидаем, что традиционный «дух Вены» позволит дать консолидированный ответ и не допустить коррозии ныне действующего межгосударственного механизма наркоконтроля.

Россия готова всячески содействовать данному процессу. Убеждены в том, что коронавирус не столкнет нас с магистрального пути к построению мира, свободного от злоупотребления наркотиками. На этом фоне мы не можем согласиться с призывами отказаться от конвенционных обязательств и пойти на легализацию наркотических субстанций. Такой курс для нас неприемлем, поскольку является покушением на основополагающие принципы международного права.

Крайне важно защитить подрастающее поколение от разрушительной и унижающей человеческое достоинство силы наркотиков. В КНС по инициативе нашей страны были приняты резолюции, направленные на защиту детей и молодежи от наркотического дурмана. Считаем, что данные решения должны стать императивом в деятельности антинаркотического механизма ООН.

В наши дни, как никогда прежде, заметно сращивание между наркоденьгами и деятельностью международных террористов. Необходимо нанести решительный удар по этой связке, которая калечит жизни сотен тысяч людей. Терроризм и наркотики должны быть четко и однозначно поставлены вне рамок человеческого общества.

Убеждены, что список человеческих прав должен быть дополнен свободой личности от наркотиков, ибо именно наркотики порабощают человека, несут непосредственную угрозу его жизни, здоровью и благополучию.

Аксиомой наших дней является то, что с глобальной наркоугрозой невозможно справиться в одиночку. Россия всецело солидарна с этим принципом. Совместно с нашими союзниками и партнерами мы выстраиваем мощный и эффективный механизм обороны от наркоагрессии в рамках ШОС, ОДКБ, СНГ, БРИКС. Значимым фактором антинаркотического сотрудничества в регионе Евразии стало функционирование ЦАРИКЦ.

Г-жа Председатель,

Россия всецело содействует подготовке антинаркотических кадров на базе профильных учебных заведений, расположенных как на территории нашей страны, так и за ее пределами. На подходе реализация проекта по созданию совместными усилиями России, Японии и Управления ООН по наркотикам и преступности кинологической службы для МВД Афганистана, которая, как мы надеемся, станет важным подспорьем в усилиях этой страны в борьбе с наркотиками.

Одновременно наша страна в полной мере нацелена на облегчение доступа к паллиативной медицине и снабжение анальгетиками нуждающихся групп населения. В июле с.г. Правительством Российской Федерации утверждена «дорожная карта» по повышению качества и доступности паллиативной медицинской помощи до 2024 года.

Этапным событием является реализация Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2030 года, которая объединяет в себе все аспекты решения наркопроблемы – от правоохранительных мер до совершенствования системы лечения, реабилитации и ресоциализации наркозависимых лиц.

Международное сообщество снабжено четкими ориентирами в противодействии трансграничному нарковызову. К их числу относятся заключительный документ спецсесcии ГА ООН по мировой проблеме наркотиков 2016 года, а также Министерская декларация 2019 года «Активизация наших действий на национальном, региональном и международном уровнях в целях ускоренного выполнения наших совместных обязательств по решению мировой проблемы наркотиков и борьбе с ней». Полагаем, что эти документы, в которых воплотилась коллективная воля международного сообщества, позволят нам уверенно выполнить нашу миссию по освобождению мира от наркотического зла.

Благодарю за внимание.