Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя руководителя российской делегации К.В.Воронцова с разъяснением позиции по проекту решения «Контроль за ядерным разоружением» в Первом комитете 77-й сессии ГА ООН

Г-н Председатель,

Хотели бы изложить позицию Российской Федерации по вопросу верификации ядерного разоружения. 

Исходим из того, что контрольные и верификационные процедуры не могут рассматриваться в отрыве от конкретных соглашений в области сокращения и ограничения вооружений и должны полностью соответствовать предмету и объёму содержащихся в них ограничений или запрещений. Согласно общепризнанным принципам и нормам международного права участвовать в проверке выполнения договоренностей могут только их стороны или специально назначенные ими органы. Разработка верификационных механизмов для целей таких договоренностей – неотъемлемая часть целостного переговорного процесса. Идея «заблаговременной» выработки процедур и технологий в сфере проверки ядерного разоружения для их возможного использования в неких умозрительных будущих соглашениях контрпродуктивна. 

Разработка проверочных мер и процедур требует детального учета совокупности оперативных и технических аспектов, связанных с конструкцией ядерных вооружений и особенностями их развертывания и эксплуатации. В большинстве случаев речь идет о крайне чувствительной с точки зрения нераспространения информации, которая не может передаваться сторонним субъектам. Это исключает формулирование не допущенными к ней экспертами обоснованных рекомендаций, которые представляли бы практическую пользу для будущих переговорщиков. Исходя из этих соображений, считаем, что идея формирования «группы научных и технических экспертов» по вопросам верификации ядерного разоружения не несет «добавленной стоимости».

Сомневаемся, что международному сообществу целесообразно тратить время и ресурсы на деятельность, не оправданную ни с логической, ни с прагматической, ни с переговорной точек зрения. 

В случае начала предметной работы над возможными конкретными договоренностями в сфере контроля над вооружениями в каком бы то ни было формате с участием России будем уделять повышенное внимание верификационным аспектам – в строгом соответствии с предметом и объемом обязательств, принимаемым на себя сторонами по соответствующим соглашениям.

Мы поддержали проект решения L.26 о деятельности Группы правительственных экспертов по вопросам верификации ядерного разоружения, которое имеет технический характер. Полагаем, что Группа, в работе которой Россия принимает участие, должна строго руководствоваться своим мандатом и заниматься рассмотрением концептуальных вопросов проверки ядерного разоружения, а не пытаться вести оперативную переговорную работу по темам, выходящим далеко за рамки ее согласованной компетенции. 

Благодарю Вас.