Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании СБ ООН по инциденту с рейсом «Ryanair» FR4978

Г-н Председатель,

Прежде чем я выступлю по существу, хотел бы высказать удивление и крайнее разочарование Вашим решением допустить к участию сегодня ряд государств ЕС, не имеющих отношения к теме сегодняшнего заседания. Действуя таким образом, вы не только подаете дурной пример и проявляете беспринципность, но и подыгрываете западным государствам, вознамерившимся, как чётко следует из услышанных нами выступлений, устроить сегодня в Совете Безопасности антибелорусское, а заодно и антироссийское шоу. 

Г-н Председатель, 

Мы можем списать Ваше столь очевидное пренебрежение правилами процедуры СБ и своими обязанностями лишь на недостаток опыта и усталость от Вашего завершающегося сегодня председательства, которое в остальном прошло достаточно успешно.

Г-н Председатель,

Приняли к сведению брифинг председателя Совета Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Сальваторе Шаккитано относительно инцидента с посадкой самолета авиакомпании «Ryanair» в аэропорту Минска 23 мая 2021 года.

Представленная нам картина этого события и его якобы объективного расследования группой ИКАО, однако, весьма далека от реальности. У нас есть все основания полагать, что процесс так называемого «установления фактов» в отношении произошедшего на деле представлял из себя не что иное, как повсеместно практикуемое западными государствами сведение счетов с неугодными им странами. Я поясню нашу позицию.

Начнем с доклада группы ИКАО по расследованию, положенного в основу недавней резолюции Ассамблеи организации с осуждением Белоруссии. К документу имеется масса вопросов, которые некоторые государства предпочитают замалчивать. Давайте обратимся к фактам.

31 января в совете ИКАО состоялось обсуждение «окончательного», как заявлялось тогда, доклада по инциденту с самолетом «Ryanair». Группа тогда пришла к выводу, что никакого сопровождения или перехвата рейса «Ryanair» со стороны белорусского МИГ-29 не производилось, решение о посадке в Минске принималось экипажем воздушного судна самостоятельно, так называемая «виновность» Белоруссии не устанавливалась. 

Могли ли такие выводы устроить западные страны? Очевидно, что нет. Их задумка была в том, чтобы доклад носил политический характер и его можно было бы использовать для оправдания введенных ими нелегитимных ограничительных мер против белорусской авиаотрасли. Пользуясь своим большинством в совете ИКАО, они вынудили группу продолжить расследование. Как итог, окончательный доклад оказался вовсе неокончательным. 

В результате рассмотрения уже «доработанного» доклада совет ИКАО принял кардинально иное решение. В нем осуждались действия правительства Белоруссии и утверждалось, что его должностные лица якобы были причастны к предоставлению рейсу «Ryanair» ложной информации об угрозе взрыва. То есть, по сути, совет ИКАОповторил утверждения, которые западные страны продвигали в мае 2021 г.

Коллеги, эта ситуация до боли напоминает историю с расследованием Организацией по запрещению химического оружия инцидента в сирийской Думе 7 апреля 2018 года. Тогда предварительный доклад, признающий отсутствие доказательств применения химического оружия, не устроил его западных заказчиков, и уже итоговый доклад ОЗХО был отредактирован и подогнан под заранее сделанные выводы о причастности сирийской стороны к этой постановке, устроенной печально известной организацией «Белые каски». А очевидные факты, указывающие на произошедшую подтасовку, западные страны и гендиректор ОЗХО г-н Фернандо Арриас стараются не замечать, катастрофически подрывая доверие к Техсекретариату ОЗХО и этой организации в целом. 

Точно так же обновленный доклад группы ИКАО по инциденту с посадкой рейса «Ryanair», полностью противоречащий изначальному, не внушает никакого доверия в плане его объективности. Достаточно упомянуть, что в нем в качестве источника теперь фигурирует некий аноним, будто бы являвшийся авиадиспетчером и находящийся за пределами Белоруссии, используются непроверенные аудиозаписи, а переданные белорусскими властями сведения попросту игнорируются.

Многие словно забывают, что в задачи группы входил не поиск способов обвинить Республику Беларусь, а установление фактов произошедшего и выявление любых пробелов в целях обеспечения безопасности полетов. Приведу в этой связи только один пример. Из доклада следует, что сообщения об угрозе взрыва воздушного судна были прочитаны в некоторых европейских государствах спустя сутки и более после их отправки. Что же это за такой уровень обеспечения безопасности полетов? Может ли он устроить европейских авиапассажиров? Однако вместо выработки мер по исправлению столь вопиющей ситуации все западные государства продолжают почему-то лишь упражняться в обвинениях белорусской стороны.

На наш взгляд, важно то, что сама Республика Беларусь занимала в расследовании абсолютно прозрачную позицию – без какого-либо «двойного дна». Ее авиавласти активно взаимодействовали с ИКАО, предоставляли все запрашиваемые материалы. Как видно, такой добросовестный подход никому и не требовался, поскольку не вписывался в заранее заготовленные планы западных стран. Они ведь, не дожидаясь даже результатов международного расследования, приняли решение о прекращении полетов над Белоруссией, запретили полеты белорусских авиакомпаний в Евросоюз, ввели против Минска нелегитимные ограничительные меры. Таким образом, в их понимании перед ИКАО стояла только одна задача: подтвердить выводы и заявления западных столиц. Со второй попытки она с ней справилась, пожертвовав при этом своим авторитетом.

В итоге в беспристрастности ИКАО теперь есть большие сомнения, поскольку объективного и открытого изучения в ней ситуации с «Ryanair» так и не получилось. Можно вспомнить ряд других схожих авиационных ситуаций и задаться вопросом о том, какова была бы реакция международного сообщества на расследование, если бы оно касалось, скажем, принудительной посадки самолета президента Боливии в Вене в 2013 году, или например посадки в 2016 году в Киеве самолета белорусской компании «Белавиа» или экстренной посадки в Берлине в мае 2021 года самолета той же «Ryanair», следовавшего по маршруту Дублин–Краков и получившего сигнал о взрывном устройстве на борту.

Г-н Председатель,

В октябре переписанный и подведенный под заранее выдвинутые обвинения доклад с расследованием инцидента был одобрен резолюцией 41-й сессии Ассамблеи ИКАО. Правомерные действия правительства Белоруссии в ней квалифицированы как вопиющее нарушение Конвенции о международной гражданской авиации. Считаем это решение не просто необоснованным, но и откровенно политизированным. Весьма сожалеем, что вопреки многолетней репутации ИКАО как технического органа, его Ассамблея была использована в качестве платформы для продвижения политических интересов отдельных стран.

В целом же, все происходящее в последнее время в организации свидетельствует о том, что она стремительно теряет свою способность беспристрастно и профессионально заниматься вверенными ей вопросами, а именно безопасным и упорядоченным развитием международной гражданской авиации. Все чаще фиксируются случаи, когда организация действует в угоду узкой группе заинтересованных стран.

Такого рода неспособность решать должным образом проблемы гражданской авиации, как мы видим, приводит к тому, что соответствующие темы выносятся на непрофильную площадку – в Совет Безопасности ООН. Вместо того, чтобы заниматься актуальными вопросами поддержания мира и безопасности, СБ в очередной раз вынужден тратить время на не относящиеся в принципе к его мандату интриги наших бывших западных партнеров в отношении неугодных им государств. Интриги, которые судя по количеству заявившихся сегодня выступающих из Евросоюза: занимают этот блок гораздо больше, чем реальные проблемы, с которыми сталкиваются члены ООН. Иначе сложно объяснить пять дополнительных участников от ЕС на сегодняшнем заседании, и ни одного – на дебатах по БВУ 28 октября. 

Уважаемые коллеги,

Убеждены, что международная гражданская авиация и ИКАО не должны становиться инструментом политического давления. Будет очень жаль, если она пойдет по скользкому пути Техсекретариата ОЗХО, стремительно политизируемого и теряющего какую-либо самостоятельность. Такой сценарий нанесет непоправимый урон международному сотрудничеству в области гражданской авиации.

Благодарю Вас.