Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН в связи с приостановкой «Черноморской зерновой инициативы»

Г-н Председатель, 

Россия запросила проведение данного заседания в связи с действиями украинской стороны в акватории Черного моря, создающими прямую угрозу международному миру и безопасности. 

В субботу 29 октября около четырех часов утра украинские вооруженные силы под прикрытием гуманитарного «зернового коридора», созданного в рамках «Черноморской инициативы», нанесли массированный авиационный и морской удары по кораблям и инфраструктуре Черноморского флота России в Севастополе. В атаке были задействованы девять беспилотных летательных аппаратов и семь автономных подводных беспилотников. Все они уничтожены силами российского флота. Подвергшиеся нападению российские корабли были задействованы в обеспечении безопасности «зернового коридора» по вывозу сельхозпродукции из украинских портов. 

Российские специалисты обнаружили и подняли на поверхность обломки морских беспилотных аппаратов, а также провели экспертизу установленных на них навигационных модулей канадского производства. Восстановление считанной из памяти навигационного приемника информации показывает, что запуск этих морских беспилотников был осуществлен с побережья в районе г. Одесса. 

В дальнейшем они двигались по зоне безопасности «зернового коридора», после чего изменили маршрут в направлении Севастополя в российском Крыму. При этом координаты движения одного из аппаратов указывают на точку старта непосредственно в морской акватории зоны безопасности «зернового коридора». Это может свидетельствовать о запуске беспилотника с борта одного из гражданских судов, зафрахтованных Киевом и его западными кураторами для вывоза сельхозпродукции. 

По данным Минобороны России, подготовка этого теракта осуществлялась Киевом под руководством британских специалистов, находящихся в порту Очаков Николаевской области Украины. Обращает также на себя внимание присутствие в субботу в небе над Черным морем недалеко от побережья Крыма стратегического разведывательного беспилотника США «RQ-4В Global Hawk». 

Данная подрывная акция Киева грубо нарушает Стамбульские договоренности от 22 июля с.г. и, по сути, «ставит крест» на их гуманитарном измерении. Для всех теперь очевидно, что украинской стороной черноморский гуманитарный коридор используется в военно-диверсионных целях. 

В связи с этими действиями Киева российская сторона не может гарантировать безопасность гражданских судов, участвующих в «Черноморской инициативе». Мы не знаем, какие еще теракты готовит Киев при поддержке своих западных спонсоров. Поэтому мы вынуждены приостановить реализацию этой инициативы с 29 октября на неопределённый срок. Соответствующие указания даны нашим представителям в Совместном координационном центре (СКЦ) в Стамбуле. 

Несмотря на это, по поступающей информации, работа в СКЦ в Стамбуле была продолжена без участия российских экспертов. В частности, 30-31 октября представители Турции, ООН и Украины согласовали проход 12 судов из украинских портов в Турцию, 4 из Турции на Украину и 40 из Турции в Средиземное море.

Исходим из того, что заключенная между Россией, Турцией и Украиной при заверении ООН 22 июля «Черноморская инициатива» без нас выполняться не должна, а принятые без нашего участия решения и меры ни к чему нас не обязывают. В то же время, учитывая имеющиеся факты злоупотребления гуманитарным коридором, и в целом то, что Черное море остается зоной боевых действий, не можем допустить беспрепятственного прохождения судов без нашего досмотра и будем вынуждены принять самостоятельные меры по контролю пропущенных СКЦ без нашего согласования сухогрузов. Мы детализируем в ближайшее время наши выводы и подходы к реализации «зерновой сделки». 

Заявления наших западных коллег, которые мы сегодня услышали и еще услышим, что предпринятые нами меры якобы угрожают продовольственной безопасности, не более чем очередная попытка «переложить с больной головы на здоровую», чтобы «выгородить» киевский режим, которому его западные кураторы спускают с рук любые, даже самые опасные действия – «ядерных шантаж» через удары по Запорожской АЭС, подготовку провокаций с «грязной бомбой», целенаправленные атаки по гражданской инфраструктуре, включая Крымский мост, репрессии против мирного населения на подконтрольных территориях. 

Как вы будете обелять своих подопечных сегодня, когда они, ощущая полную безнаказанность, использовали в террористических диверсионных целях гуманитарный коридор под гарантиями ООН? На какую «российскую пропаганду» будете ссылаться? Факты в том, что киевские власти, а не Россия, ставят под угрозу функционирование гуманитарного коридора, демонстрируя полное пренебрежение к любым договоренностям, даже под эгидой Всемирной Организации. 

За время реализации «Черноморской инициативы» свыше 70 судов были задержаны, а некоторые и вовсе отстранены за систематические нарушения, связанные с несоблюдением правил судоходства в морском «зерновом коридоре» и попытки контрабанды в специально оборудованных тайниках. При этом украинские социальные сети открыто обсуждают возможности, которые открыла сделка для контрабанды на Украину оружия и топлива через корабли, возвращающиеся в украинские порты по «зерновому коридору». И при этом мы видим попытки искусственно форсировать процесс досмотра сухогрузов в рамках «Черноморской инициативы». 

Лицемерно обвиняя Россию в провоцировании «мирового голода», Вашингтон и Брюссель умалчивают, что именно их санкции блокируют не только российский сельхозэкспорт (30 млн тонн продовольствия и 25 млн тонн удобрений до конца года), но и безвозмездные поставки (500 тыс. тонн зерновых и 286 тыс. тонн удобрений) нуждающимся странам. Со своей стороны мы все это время добросовестно и честно работали над обеспечением вывоза украинского продовольствия, которое на коммерческой основе было направлено отнюдь не голодающим, как обещал Генсекретарь ООН, а в ЕС и другие развитые страны. За счет предельных усилий российских экспертов черноморский трафик был доведен до внушительных объемов и темпов (вывозилось порядка 1 млн тонн еженедельно) при том, что прогресс по российско-ооновскому меморандуму по нормализации отечественного сельхозэкспорта равняется нулю. Такого подхода западных партнеров в СБ ООН, видимо, следовало ожидать, если вспомнить, что именно эти делегации не пропустили в конце июля принятие «совместного» продукта Совета с приветствием обеих стамбульских договоренностей и активно пытались «вымарать» из текста упоминание про российскую часть «пакета».

Нас удивляет, что руководство ООН не только не осудило, но даже не выразило озабоченности в связи с террористическими атаками под прикрытием гуманитарного коридора. Секретариат ООН сначала оперативно переквалифицировал «зерновую сделку» из гуманитарной в коммерческую, а теперь «закрывает глаза» на ее использование в военных целях. Не говоря уже о том, что отсутствие конкретных результатов по российскому сельхозэкспорту, имеющему значительную долю на мировых рынках и решающее значение для обеспечения продовольствия.

Г-н Председатель,

Субботний теракт в Севастополе с прямым задействованием «зернового коридора» — это шаг, направленный на подрыв «зерновой сделки». Сначала украинская сторона отказывалась выпускать из заминированных ею же портов торговые суда через открытые нами гумкоридоры, пытаясь оказать политическое давление на Россию и извлечь для себя выгоду, теперь же дошла до использования «зернового коридора» в военных целях. 

Ситуация нас вынуждает внести ясность. А что, собственно, хотят бенефициары «Черноморской инициативы»? Если хотите обеспечить продовольственную безопасность и заботу о беднейших странах, для этого есть все необходимое. До конца года наши аграрии могут поставить на экспорт около 30 млн тонн зерновых (прежде всего, пшеницу) и довести этот показатель до 50 млн тонн с учетом текущего урожая. Даже в условиях неработающей «зерновой сделки» для нас, мы уже отправили в страны Азии и Африки порядка 10,5 млн тонн зерновых, три четверти из которых – пшеница. При этом Россия готова поставлять свое зерно по доступным ценам, а также безвозмездно предоставить 500 тыс. тонн продовольствия беднейшим странам в ближайшие 4 месяца, как и почти 300 тыс. тонн удобрений, по-прежнему удерживаемых в европейских портах. 

Однако если задача в том, чтобы не пускать российское продовольствие на мировые рынки, и позволить Украине под прикрытием «Черноморской сделки» заниматься контрабандой, диверсиями и терактами, тогда это другой разговор. Выбирайте, по какому направлению нам дальше вести диалог. 

Благодарю за внимание. 

 

Ответное слово заместителя Постоянного представителя Д.С.Чумакова:

У нас по статистике очень сильные расхождения в интерпретациях. Хотел бы привлечь внимание к тому, что есть на сайте, который готовится нашими коллегами из ООН и по данным СКЦ.

На 29 октября «зерновым коридором» в Черном море воспользовались 409 судов, из них более 40% ушли в страны Европы. Всего вывезено порядка 9.5 млн. тонн продовольствия, из которых 43% это кукуруза, а пшеница – лишь 29%. Сегодня часто упоминалась только пшеница, а это только треть от того, что вывозилось. 

Следует помнить, что далеко не вся украинская пшеница продовольственного класса. По-прежнему больше половины получателей приходится на страны с высоким уровнем дохода, в подавляющем большинстве это государства ЕС. В странах с низким доходом и ниже среднего уровня поступает менее четверти экспортируемого объема, за три месяца чуть более двух млн. тонн. По линии Всемирной продовольственной программы всего лишь 255 тысяч тонн (2.3%). Мы так и не получили подтверждения заявлений стран ЕС о том, что они якобы перенаправляют или перепродают на коммерческой основе часть закупленного ими на Украине продовольствия в беднейшие страны. Нам по-прежнему трудно понять, почему Всемирная продовольственная программа играет такую низкую роль. 

Благодарю за внимание.