Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление и ответное слово Постоянного представителя В.А.Небензи в ходе заседания СБ по ситуации вокруг Украины

Г-жа Председатель,

Я, прежде всего, хочу поблагодарить те страны, которые нашли в себе возможность проголосовать против или воздержаться против предложения США обсуждать сегодняшнюю тему. 

У кого-то может сложиться впечатление, как будто бы Россия опасается обсуждать ситуацию на Украине и поэтому затеяла процедурное голосование. Россия вовсе не отказывается обсуждать ситуацию на Украине, но нам совершенно непонятно, что мы сегодня здесь обсуждаем и зачем вообще мы здесь находимся. Как я уже говорил, на 17 февраля мы запланировали заседание в ходе нашего председательства о 7-ой годовщине реализации Минских соглашений, где мы как раз сможем поговорить о ситуации с украинским урегулированием. Но сегодняшнее заседание вовсе не об этом.

В последнее время мы сталкиваемся с весьма необычной даже по меркам нашего неспокойного времени ситуацией. Перемещение российских войск в пределах нашей собственной территории, неоднократно происходившее и ранее в тех или иных масштабах и не вызывавшее никакой истерики, а также перемещение военнослужащих, которые находятся в местах своей дислокации, где они были и раньше, а вовсе не на российско-украинской границе, выдается нашими американскими и западными коллегами за подтверждение якобы планируемой военной акции (и даже агрессии, причем американский Постпред сказала это так, как будто эта агрессия уже состоялась) России против Украины, до которой, как они всех убеждают, остались считаные недели, если не дни. При этом никаких доказательств, подтверждающих столь серьезные обвинения, не приводится. Однако это не мешает раздуть истерию до такой степени, что конкретные экономические последствия уже начали ощущать на себе наши украинские соседи.

Наши западные коллеги говорят о необходимости деэскалации, но, прежде всего, сами нагнетают напряженность, риторику и провоцируют эскалацию. Разговоры о грядущей войне сами по себе провокационны. Вы как будто призываете к этому, хотите и ждете, когда это произойдет, как будто вы хотите сделать реальностью ваши домыслы. Это несмотря на то, что мы постоянно опровергаем эти обвинения. И это притом, что ни одной угрозы о планируемом вторжении на Украину из уст кого-либо из российских политиков или общественных деятелей за все это время не прозвучало. Наоборот, мы на всех уровнях категорически отвергали подобные обвинения. Делаем это и сейчас. Все, кто утверждают обратное, вводят вас в заблуждение. Если бы не наши западные коллеги, которые спровоцировали и поддержали в 2014 году кровавый антиконституционный переворот, приведший к власти в Киеве националистов, радикалов, русофобов и просто нацистов, мы бы и по сей день жили бы в духе добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества.

Однако кому-то на Западе подобный сценарий явно не по душе. Происходящее сегодня – еще одна попытка вбить клин между Россией и Украиной. Из-за геополитических игр наши соседи страдают вот уже семь лет. Украинцам активно промывают мозги, культивируют русофобские и радикальные настроения, приучая к мысли о том, что для светлого будущего Украине нужно не налаживать отношения с соседями, а любой ценой стремиться в Евросоюз и НАТО. Запрещают русский язык, родной для значительной части, если не для большинства, украинцев, провоцируют церковный раскол, делают героями тех, кто воевал на стороне Гитлера, уничтожал евреев, поляков, украинцев и русских. Интересы украинского народа в этой разрушительной игре наши западные коллеги не учитывают, их задача – не допустить естественного братского сосуществования наших двух стран и народов, которое разрушило бы планы по ослаблению России, формированию вокруг нее «дуги нестабильности». Собственно, ничего нового мы здесь не видим – подобные действия в духе «разделяй и властвуй» были характерны для западных государств и ранее.

Примечательно также, что наши американские коллеги искусственно «вписывают» самими же созданную мнимую напряженность на российско-украинской границе в запущенный по нашему настоянию переговорный процесс по обеспечению для России юридически обязывающих гарантий безопасности. Ими сознательно создается ощущение, что Москва якобы специально нагнетает напряженность, чтобы потом «разменять» ее на большую уступчивость США и НАТО. Если вы посмотрите на график и на сам этот переговорный процесс, то вы увидите, что подобные измышления в корне неверны. Все как раз наоборот: наши западные коллеги пытаются на гребне этой волны свести наш диалог исключительно к вопросу «урегулирования» ситуации на границе с Украиной. Наши же требования по безопасности гораздо шире, невступление Украины в НАТО и неразмещение на ее территории иностранных войск – всего лишь один элемент назревших договоренностей, которые могли бы кардинально улучшить военно-политическую обстановку в Европе да и в мире в целом. О такого рода договоренностях шла речь на саммитах ОБСЕ в Стамбуле и Астане, где помимо свободы выбора союзов содержалось положение о том, что безопасность одних государств не может обеспечиваться за счет безопасности других.

Раз уж наши американские друзья собрали нас сегодня, то пусть они предъявят хоть какие-то доказательства, кроме измышлений, о том, что Россия собирается напасть на Украину. В выступлении моей американской коллеги было достаточно обвинений в агрессивных действиях России, но ни одного конкретного факта. Кстати, я хочу задать вопрос не только нашим коллегам из США, но и тем, кто упоминал это: откуда взялась цифра в 100 тысяч военнослужащих, которые расположены, как вы утверждаете, на российско-украинской границе, хотя это не так. Мы нигде эту цифру не называли и не подтверждали. Мы помним эти приемы еще с того момента, как Госсекретарь США К.Пауэлл размахивал в этом зале пробиркой с неизвестным веществом в качестве доказательства наличия ОМУ в Ираке. Оружие так и не нашли, но что стало со страной всем хорошо известно. 

Похоже, что и Украину наши американские коллеги готовы принести в жертву своим геополитическим интересам. Иначе сложно объяснить, почему, собирая нас сегодня, инициаторы встречи не прислушались даже к мнению президента Украины, просившего Запад не нагнетать панику, уже губительно сказывающуюся на экономической ситуации в этой стране. Иначе также сложно объяснить, зачем наши коллеги из США и ряда других стран активно накачивают Украину оружием и боеприпасами и, при этом, говорят об этом с гордостью. Оружием, которые та с готовностью применяет против мирного населения на востоке собственной страны. И все это делается в нарушение Минских договоренностей, утвержденных Советом Безопасности ООН в качестве единственной основы для мирного урегулирования внутриукраинского гражданского конфликта. 

Кстати, моя американская коллега упоминала, что в ходе конфликта погибло 14 тысяч человек. Я бы хотел порекомендовать ей почитать доклады специальной мониторинговой миссии ОБСЕ и посмотреть на какой стороне, сколько погибло людей из этих 14 тысяч. Большинство этих людей – это гражданское население Донбасса, погибшее от обстрелов вооруженных сил Украины и национальных батальонов.

Г-жа Председатель,

Маневры США вокруг созыва нашей сегодняшней встречи особенно неадекватны и лицемерны на фоне того, что именно американцы имеют рекордные показатели присутствия войск за пределами своей территории. Американские военные, советники, вооружения, в т.ч. ядерные, зачастую расположены за тысячи километров от Вашингтона. Не говоря уже о том, что военные авантюры США унесли десятки и сотни тысяч жизней граждан стран, куда они несли мир и демократию. США неоднократно, в том числе в последние годы, применяли силу в отношении других государств без санкции СБ ООН. В их арсенале – односторонние санкции и принудительные меры, угрозы, исполнять которые, как приговор некого Верховного Суда, они пытаются заставить всех. Согласно данным американских экспертов, 84 из 193 стран-членов ООН в той или иной степени подвергались оккупации или агрессии США, а в 191 государстве, в 20 и 21 веках, так или иначе размещались американские войска. По общедоступным в интернете данным, США содержит около 750-ти военных баз в более чем 80-ти странах мира. Общее число размещенных за рубежом военнослужащих США за границей 175 тысяч, из них более 60 тысяч в Европе. Объем военного бюджета США в 2020 году составил 778 миллиардов долларов, российского – 61 миллиард долларов, то есть меньше, чем в 12 раз. Вот эти примеры – совершенно очевидные и конкретные угрозы международному миру и безопасности. 

Что же касается призывов урегулировать кризис вокруг Украины, то мы обеими руками за, но у этого кризиса есть только одно измерение – внутриукраинское. Исправить ситуацию можно исключительно через выполнение Киевом уже упомянутых мною Минских договоренностей, предусматривающих, прежде всего, прямой диалог с Донецком и Луганском. Другого пути нет, и если наши западные коллеги подталкивают Киев к саботажу Минских договоренностей, чем украинские власти охотно пользуются, то это может закончиться самым плачевным образом для Украины. И не потому что кто-то ее разрушит, а потому что она разрушит себя сама. И Россия здесь абсолютно ни при чем, не пытайтесь перекладывать вину "с больной головы на здоровую". Обо всем этом, однако, мы подробно поговорим уже 17 февраля в ходе давно запланированного нами ежегодного заседания СБ по выполнению Резолюции 2202.

Благодарю вас. 

 

В ответ на выступление представителя США:

Не хочу превращать наше заседание в диалог между Россией и США. Все, что хотели, сказали в нашем сегодняшнем выступлении. Однако, мы, по-прежнему, искренне не понимаем, о каких угрозах, провокациях и эскалации со стороны России идет речь. Я хотел бы обратить внимание, что я, когда я слушал выступление представителя США, как мне показалось, я не услышал ни одного упоминания, ни одной ссылки на Минские соглашения, на резолюцию СБ ООН 2202. И это, кстати говоря, очень показательно. Вот в каком контексте мы должны говорить об урегулировании украинского кризиса. США уводят эту тему в совершенно другую область.