Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации Е.Ю.Варганова в ходе общей дискуссии в рамках Второго комитета 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН

Г-н Председатель,

Нынешняя юбилейная сессия Второго комитета ГА ООН проходит в непростых условиях, вызванных пандемией коронавируса. В этом контексте повестка дня Комитета представляется особо актуальной и насыщенной. Итог нашей совместной работы видим в выработке действенных, реалистичных, основанных на консенсусе рецептов возврата мирового сообщества на рельсы устойчивого развития.  

На фоне возросшей неопределённости в мировой экономике, нарастающего клубка торгово-политических противоречий, волатильности финансовых и сырьевых рынков, возрастающего неравенства между и внутри стран и регионов, усугубившейся проблемы суверенной задолженности и роста бедности особое внимание должно уделяться реализации Повестки-2030. Особенно актуальной видим глобальную задачу по ликвидации нищеты во всех ее формах. Успех международных усилий на этом фронте неразрывно связан с решением таких неотложных целей, как обеспечение продовольственной безопасности  и всеобщий охват услугами здравоохранения. Конкретно в контексте здравоохранения - в начале августа Россия официально зарегистрировала первую в мире вакцину от коронавируса «Спутник V», продемонстрировавшую высокую эффективность и безопасность. Готовы к международному сотрудничеству со всеми заинтересованными партнерами для обеспечения глобальных скоординированных усилий по борьбе с COVID-19.

Г-н Председатель,

Хотели бы подчеркнуть, что рассматриваемые нами меры борьбы с последствиями пандемии не должны становиться заложниками таких лозунгов, как  «зеленое» восстановление – в угоду продвигаемым идеям торгово-климатического протекционизма под личиной заботы о здоровье Планеты. Восстановление должно вести не к конкуренции, а к объединению, и зиждиться на трех столпах концепции устойчивости – экономическом, социальном, экологическом. Вопросы изменения климата важно решать в рамках профильных площадок, таких как Рамочная конвенция ООН об изменении климата и реализация Парижского соглашения. На энергетическом направлении подчеркиваем приоритет обеспечения всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех, использования различных видов топлива и технологий, обмен которыми следует наращивать. Совсем недавно  - в конце сентября - этот подход подтвердила встреча министров энергетики стран «Группы двадцати». В этой связи природный газ и атомная энергетика, будучи более чистыми энергоносителями, обладают существенным потенциалом для покрытия мирового энергетического спроса, который будет возрастать в ходе восстановления экономики после пандемии.

Содействие развивающимся странам, в особенности наименее развитым, островным и странам, не имеющим выхода к морю  считаем важнейшей задачей в контексте совместной работы доноров и системы ООН, в т.ч. с задействованием сотрудничества по линии Юг-Юг и трехстороннего партнерства.

В этом контексте выступаем против усиления односторонних подходов и протекционизма в международной торговле, разрастания односторонних санкционных режимов, применяемых в обход Совета Безопасности. Особо пагубно эта политика сказалась на странах, зависимых от импорта продовольствия и медикаментов. В этой связи хотели бы подчеркнуть актуальность реализации инициативы Президента России В.В.Путина о создании т.н. «зеленых коридоров», свободных от торговых войн и санкций, прежде всего для товаров первой необходимости, продовольствия, лекарств, средств индивидуальной защиты, востребованных именно для борьбы с пандемией.

Г-н Председатель,

Во время ограничений из-за пандемии информационно-коммуникационные технологии стали важным фактором в медицинской, сельскохозяйственной и иных отраслях. Приветствуем активную роль ООН в обсуждении социально-экономических аспектов цифровой повестки дня. Эта работа должна строиться на консенсусных подходах, одобренных государствами-членами. Отмечаем, что предложенная Генсекретарем «Дорожная карта» в этой сфере еще требует тщательного обсуждения.

Г-н Председатель,

Разделяем мнение растущего числа стран о необходимости скорейшего реформирования мировой финансовой системы через повышение веса и роли крупнейших развивающихся экономик в квотах и инструментах управления Всемирным банком и Международным валютным фондом.

С удовлетворением отмечаем ускорение работы по затянувшемуся с
2018 г. реформированию ВТО, которая является важным механизмом по поддержанию и укреплению универсальной, открытой, недискриминационной и справедливой торговли.

В условиях оптимизации цепочек поставок, фрагментации международных сообщений и цифровой трансформации наблюдаем поступательное укрепление сети региональных интеграционных объединений. В этом контексте выступаем за сопряжение потенциалов ЕАЭС, проекта «Один пояс один путь», АСЕАН, ШОС и других региональных проектов в интересах перехода к качественному интеграционному росту в рамках Большого евразийского партнерства - «интеграции интеграций».

Г-н Председатель,

Считаем, что постковидное восстановление должно быть лучше и более справедливое, но не за счет соседа, а при учете его интересов. Прогресс по выходу из кризиса может быть достигнут развивающимися странами за счёт мобилизации собственных усилий, привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, постановки барьеров на пути спекулятивного капитала, эффективном управлении капитальным счетом, деоффшоризации экономики, участия в международном налоговом сотрудничестве, обеспечении финансовой целостности, как это согласовано странами-членами в Аддис-Абебской программе действий. Кризис только подтвердил оправданность нашего предложения по созданию многостороннего правового механизма под эгидой ООН для возвращения незаконных активов.

Г-н Председатель,

Рассматриваем Четырехгодичный всеобъемлющий обзор оперативной деятельности в целях развития (ООД) в качестве основы деятельности в области развития. В это тяжелое время ООД важен как никогда раньше - он должен дать государствам и системе развития солидарный импульс от ООН по параметрам восстановления после текущего кризиса.

Г-н Председатель,

Ключевым шагом в предотвращении драматичных последствий экстремальных погодных явления становится система их заблаговременного предупреждения. Россия последовательно поддерживает усилия, в том числе в рамках ООН, по развитию сотрудничества на этом направлении. Важным инструментом здесь является Сэндайская рамочная программа действий в области уменьшения опасности бедствий на 2015-2030 гг. Актуальной считаем инициативу по созданию глобальной сети кризисных центров чрезвычайного реагирования.

Г-н Председатель,

Российская Федерация – традиционный и надежный участник глобальных усилий в сфере развития. Готовы к совместной и конструктивной работе со всеми заинтересованными сторонами для выработки эффективных и реалистичных мер в интересах глобального устойчивого развития и процветания на основе принципов многосторонности и солидарности.

Заинтересованы в совершенствовании методов работы Комитета при соблюдении принципов Устава ООН, а также соответствующих резолюций ГА ООН, касающихся вопросов ее ревитализации.

Благодарю за внимание.