Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Заявление Постпредства в связи с высказываниями Генсекретаря ООН относительно референдумов, состоявшихся в республиках Донбасса, Херсонской и Запорожской областях

Вызывает сожаление заявление Генерального секретаря в связи с результатами референдумов, состоявшихся в народных республиках Донбасса, а также в Херсонской и Запорожской областях.

Если Устав ООН действительно «ясен» А.Гутеррешу, он должен знать и о содержании статьи 97, обозначающей Генерального секретаря в качестве «главного административного должностного лица Организации». 

Административные функции не наделяют Генерального секретаря правом делать политические заявления от лица всей Организации – такое право принадлежит исключительно государствам-членам – и уж тем более он не уполномочен единолично толковать нормы Устава и документы Генеральной Ассамблеи, включая Декларацию 1970 г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. 

Все это недвусмысленно указывает на то, что главное должностное лицо Организации действует ultra vires – то есть с выходом за пределы своих полномочий.

Сама сущность и содержание прозвучавших заявлений не оставляют сомнений, что было нарушено еще одно основополагающее правило Устава, закрепленное в статье 100, согласно которой Генеральный секретарь и персонал Секретариата «должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед Организацией». Иными словами, они всегда должны действовать в беспристрастном ключе. 

В том, что касается ситуации вокруг Украины, Генеральный секретарь ООН последовательно прибегает к тому же избирательному подходу, что и страны коллективного Запада, фактически ставя себя с ними в один ряд. 

Его последние заявления – яркий пример такого подхода. В частности, он сослался на принцип неприменения силы в международных отношениях. При этом он почему-то проигнорировал другой принцип, закрепленный в том же самом документе, а именно «равных прав и самоопределения народов». Под последним понимается, что «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение». Решения, принятые на референдумах народами ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, отражают их свободное волеизъявление в полном соответствии с Декларацией 1970 г. 

В то же время, мы ни разу не слышали от Генерального секретаря ни слова осуждения в адрес киевского режима, который с момента организованного и проспонсированного Западом незаконного госпереворота вот уже 8 лет ведет войну с собственными гражданами, а также всем русским, включая культуру, язык и идентичность. Все эти годы киевский режим обстреливал, убивал, калечил, похищал и пытал жителей Донбасса. И хотя Генеральный секретарь не комментирует другие ключевые положения Декларации 1970 г, они абсолютно ясны: территориальная целостность гарантируется государствам, где «правительства представляют без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории». Совершенно очевидно, что киевские власти, годами устраивавшие гонения на значительную часть своего населения как раз по национальному, религиозному, языковому и культурному признакам, этому критерию не удовлетворяют. Кроме того, в соответствии с упомянутой декларацией, «каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы <…> их права на самоопределение, свободу и независимость». 

Украина серьезным образом нарушает не только это положение, но и закрепленные резолюцией Совета Безопасности ООН Минские договоренности – при активном пособничестве Западных стран. Однако об этом Генеральный секретарь ООН умолчал. Молчит он и о продолжающемся незаконном военном вторжении США и НАТО в Сирию и оккупацию части ее территории. Никаких шагов не было предпринято и ни слова осуждения не было сказано в связи с продолжающимися позорными колониальными и неоколониальными практиками, включая ситуацию вокруг острова Майотта (Коморы) и Мальвинских островов (Аргентина), остающихся под колониальным господством Франции и Великобритании соответственно. Руководство ООН хранило молчание и когда коллективный Запад проворачивал махинацию с «независимостью» Косово после своего незаконного вторжения в Югославию в нарушение Устава ООН. Тогда даже референдум никакой не понадобился: страны Запада сочли, что декларации независимости, принятой в одностороннем порядке органом местного самоуправления с явным превышением его полномочий будет вполне достаточно.  В своих письменных позициях, направленных в Международный Суд ООН, многие из них заявили, что «международное право не запрещает провозглашать независимость».

На этом фоне столь прямая нападка А.Гутерреша на основополагающее право на самоопределение народов ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей – это еще один пример использования двойных стандартов. 

Сожалеем, что вместо того чтобы руководствоваться Уставом, Генеральный секретарь предпочел стать инструментом для воздействия на государства-члены ООН в преддверии обсуждения вопроса о референдумах в Генеральной Ассамблее, которое, как ожидается, скоро будет инициировано Западом.