Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи перед голосованием по американскому проекту резолюции СБ ООН по продлению мандата Группы экспертов Комитета 1718 по санкциям в отношении КНДР
Выступление по порядку ведения заседания:
Г-н Председатель,
Мы уже излагали подробно наши принципиальные озабоченности по поводу подхода, избранного делегацией Франции 25 марта в отношении запрошенного нами заседания СБ ООН по 25-летию агрессии НАТО против Югославии по пункту повестки дня «Угрозы международному миру и безопасности». Французские коллеги, ультимативно требуя, чтобы Россия отказалась от своего запроса, инициировали процедурное голосование, формально – по напрямую относящуюся к компетенции СБ пункту повестки дня «Угрозы международному миру и безопасности» – несмотря на то, что ранее японское председательство назначило упомянутое заседание. К сожалению, в зале председательство не смогло подтвердить свое решение.
Таким образом действия Франции и поддержавших её тогда США и Великобритании привели к отказу члену СБ в созыве по его запросу заседания, что представляет собой грубейшее нарушение права каждого члена СБ запрашивать те заседания, которые он считает нужным, по мандату Совета и по вопросам его компетенции. Кроме того, под вопросом была поставлена роль Председателя в назначении заседаний. Японское председательство, к сожалению, внятной позиции в этой связи так и не высказало. Поэтому, во избежание «двойных стандартов» и разночтений с западными коллегами, которые, очевидно, носят не процедурный, а политический характер, просим японское председательство поставить на голосование его решение о проведении сегодняшнего заседания.
Благодарю за внимание.
Основное выступление:
Г-н Председатель,
Совет Безопасности рассматривает сегодня, казалось бы, рутинный вопрос о продлении полномочий Группы экспертов санкционного комитета 1718. Данный механизм призван оказывать содействие работе комитета для обеспечения эффективности введенных Советом рестрикций. Однако технический характер мандата не должен вводить нас в заблуждение.
За прошедшие годы ситуация на Корейском полуострове и вокруг него изменилась самым кардинальным образом. Санкционный режим, утвержденный резолюциями СБ ООН «с благими намерениями» предотвратить распространение ядерного оружия в регионе, на сегодняшний день не просто теряет свою актуальность – он предельно оторван от действительности. Мы являемся свидетелями беспрецедентной политики коалиции западных стран во главе с США по «удушению» Пхеньяна, которая включает в себя жесткие односторонние рестрикции, агрессивную пропаганду и прямые личные угрозы в адрес властей КНДР. В совокупности все эти меры ставят под вопрос саму возможность урегулирования проблем на полуострове в дальнейшем.
К еще более опасной черте ситуацию подводит активная милитаризация полуострова при прямом участии Вашингтона и других членов НАТО, находящихся в десятках тысяч километров от КНДР. Что особенно тревожит, так это все более неприкрытое задействование в военных маневрах союзников ядерного потенциала Вашингтона. Такое опасное развитие событий в регионе затрагивает коренные интересы Российской Федерации в области национальной безопасности.
На этом фоне очевидно, что за прошедшие годы санкции не способствовали достижению поставленных международным сообществом целей и не привели к нормализации обстановки вокруг полуострова. К диалогу стороны эта ситуация не подталкивает, особенно после того, как Вашингтон на весь мир продемонстрировал нечестную «игру».
При этом санкции лежат тяжким бременем на северокорейском населении. В результате подрыва доверия между ООН и Пхеньяном на территории страны не присутствуют структуры Организации, которые могли бы заняться этим важным вопросом. Такое положение дел необходимо срочно менять.
В определенном смысле пример КНДР уникален – только в отношении этой страны введены и применяются бессрочные санкции СБ. Не работают элементарные механизмы по корректировке рестрикций, не предусмотрены процедуры справедливого решения о делистировании тех или иных лиц. Все остальные ограничительные меры в отношении отдельных стран имеют конечные реалистичные цели, подвергаются пересмотру на регулярной основе.
В этой связи убеждены, что в Совете давно назрел «мыслительный процесс» по актуализации санкционного режима в отношении КНДР. Наша страна неоднократно выдвигала соответствующие идеи, стремилась адаптировать рестрикции к быстроменяющимся реалиям «на земле». Одной из таких инициатив является российско-китайский гуманитарный проект резолюции, который всё ещё актуален. Однако все наши попытки продвинуть его всякий раз наталкивались на абсолютное нежелание западных стран отойти от своей деструктивной и карательной по отношению к КНДР логики.
Орудием в этой пагубной ситуации стала Группа экспертов Комитета 1718, которая перестала справляться со своими прямыми обязанностями. Её работа стала сводиться к подыгрыванию западным подходам, перепечатыванию ангажированной информации, анализу газетных заголовков и низкокачественных снимков. Тем самым, Группа фактически расписывается в своей неспособности выработать трезвые оценки состояния санкционного режима. Панель продолжала цепляться к ничтожным мелочам, несоизмеримым с проблемами полуострова.
На этом фоне Россия выступила за то, чтобы Совет принял решение о проведении открытого и честного пересмотра санкционных мер Совета в отношении КНДР с переводом рестрикций на ежегодную основу. Это позволило бы организовать по-настоящему заинтересованное обсуждение накопившихся проблем, а также адаптировать меры Совета в соответствии со стремительно меняющимися условиями. Стимулы к диалогу могли бы при таком сценарии появиться и у Пхеньяна.
В случае достижения договоренности о ежегодном продлении санкций имел бы смысл мандат Группы экспертов, которая могла бы предложить конструктивные идеи по актуализации действующих рестрикций. Однако США и их союзники не захотели нас услышать и не включили наши идеи в проект резолюции, вынесенной сегодня на голосование. В этих условиях «добавленной стоимости» в работе группы экспертов Комитета не видим и поддержать американский проект не можем.
Призываем членов СБ прислушаться к нашей аргументации, нацеленной на поиск выхода из этой пагубной ситуации.
Благодарю за внимание.
Ответное слово Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского:
Г-н Председатель,
То, что мы услышали в этом зале от наших западных коллег, лишь укрепило нашу убежденность в правильности принятого нами решения – не поддержать продление мандата Группы экспертов.
Члены НАТО сегодня «сбросили маски» и наглядно продемонстрировали зачем им реально нужно продление мандата панели экспертов Комитета 1718: для канализации через нее беспочвенных и ангажированных измышлений в отношении России, которых мы сегодня в избытке услышали и в этом зале. Особенно цинично и жалко прозвучали упреки в наш адрес от делегации США. Скажу прямо: страна, которая за последние пять месяцев четырежды применяла вето для того, чтобы дать возможность Израилю безжалостно убивать и травить голодом мирных палестинцев и которая в этом зале заявляет о том, что решения Совета Безопасности не носят обязательного характера, не имеет право поучать других.
Благодарю Вас.