Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя руководителя российского делегации К.В.Воронцова в ходе совместного заседания Первого и Четвертого комитетов 77-й сессии ГА ООН

Уважаемые Сопредседатели, коллеги,

10 октября исполнилось 55 лет вступлению в силу Договора о космосе. Этот документ был и остаётся центральным элементом международного космического права. Он содержит важные принципы осуществления космической деятельности и регулирования отношений государств в освоении околоземного пространства.

К сожалению, столь значимая дата осталась практически незамеченной в международных кругах. И это весьма симптоматично – ряд стран продолжают напористо продвигать на площадке ООН мнение о «неполноценности» данного международно-правового инструмента, его несоответствии реалиям времени. Предлагается готовый рецепт исправления ситуации – утверждение «правил, норм и принципов ответственного поведения в космосе», отражающих известный западный тезис о миропорядке, основанном на «правилах» в противовес международному праву.

Напомним: Договор о космосе чётко определяет порядок осуществления космической деятельности государствами исключительно в интересах поддержания международного мира и безопасности. Между тем отдельные страны, прежде всего США, открыто заявляют, что целью их космической политики является достижение военного превосходства, вплоть до тотального господства на орбите. Вашингтон и его союзники приняли доктринальные установки, провозглашающие космос ещё одной «операционной средой», по сути, – новой ареной вооружённого противостояния. Ведётся формирование военных структур для проведения «космических операций», реализуется курс на размещение оружия в космосе, в том числе ударных средств. Похоже, именно так на Западе видится практическая реализация «ответственного поведения». 

Более того, в НАТО не скрывают фактов задействования сугубо гражданской космической инфраструктуры в военных целях в зонах вооруженных конфликтов. Частные коммерческие системы используются напрямую в качестве средства поддержки боевых действий, например, для разведывательно-информационного обеспечения, управления войсками и т.п. Привлекаемые коллективным Западом возможности имеют глобальное покрытие и без каких-либо дополнительных настроек обладают потенциалом применения в любой точке мира. У подавляющего числа государств-членов ООН нет эффективных средств противодействия. Соответственно, у НАТО возникает чувство вседозволенности. Такое положение дел неприемлемо. 

Практика применения гражданских спутниковых группировок в военных целях несет весьма серьезные риски для международных усилий по мирному освоению околоземного пространства. Под угрозой оказываются многочисленные социально-экономические процессы на Земле, от которых зависит благополучие миллиардов людей, в первую очередь, в развивающихся странах. Подрываются основы долгосрочной устойчивости космической деятельности. Но наших американских и европейских коллег это, судя по всему, не волнует.

США и их единомышленники пытаются отвлечь внимание международного сообщества от своих военных приготовлений в космосе за счёт внешнеполитических акций, таких, как инициатива о введении повсеместного моратория на испытания отдельных видов противоспутниковых систем. Несмотря на внешнюю привлекательность, продвигаемая Вашингтоном идея не выдерживает критики.

Очевидно, что подобной избирательной меры недостаточно для обеспечения комплексной безопасности космической деятельности всех её участников на недискриминационной основе.

Не видим альтернатив объединению усилий мирового сообщества в целях предотвращения гонки вооружений в космосе (ПГВК). Особую актуальность приобретает принятие государствами-членами ООН обязательства о полном исключении космоса из сферы гонки вооружений и его сохранении для мирных целей на благо всего человечества. Оптимальным представляется сделать это на основе многостороннего юридически обязывающего инструмента по ПГВК, запрещающего размещение на орбите любых видов вооружений, а также применение силы или угрозы силой в космосе, из космоса или в отношении космоса. Хорошим подспорьем для запуска многостороннего диалога мог бы стать российско-китайский проект Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов (ДПРОК).

Хотелось бы ещё раз подчеркнуть. Сохранение космоса мирным – в числе важнейших задач человечества. На её решение нацелена работа Комитета ООН по космосу (КОПУОС) и Конференции по разоружению (КР) в Женеве. Выступаем за укрепление их роли в урегулировании назревших вопросов БКО в соответствии данными им ООН мандатами и без дублирования функций.

В этом контексте вызывает сожаление, что подавляющее большинство государств-членов ООН согласилось с навязанной им инициативой создания Рабочей группы открытого состава (РГОС), учреждённой резолюцией ГА ООН 76/231, которой вопреки основополагающим решениям самой же Генассамблеи был выдан мандат, по сути дублирующий функции КОПУОС и КР.

Нам также непонятно, как укреплению роли КОПУОС может способствовать проведение в 2023 г. в рамках т.н. «Саммита будущего» многостороннего диалога по космосу с привлечением негосударственных участников космической деятельности. Возникают большие сомнения относительно того, что предлагаемые модальности и формат мероприятия позволят добиться общеприемлемых результатов в области освоения космоса. 

Убеждены, что международное сотрудничество в области мирного освоения космоса должно всецело содействовать поступательному развитию человечества. Нашу повседневную жизнь едва ли можно представить без мирных космических технологий. Их перспективы огромны. Однако приобретающие реальные черты риски гонки вооружений и превращения орбиты в арену вооружённого противостояния грозят перечеркнуть наше общее космическое будущее.

Со своей стороны готовы сотрудничать со всеми без исключения странами, совместно искать и вырабатывать практические меры и подходы для сохранения космоса как всемирного достояния.

Спасибо за внимание.