Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя руководителя российской делегации К.В.Воронцова в ходе тематической дискуссии по разделу «Космос (разоруженческие аспекты)» в Первом комитете 77-й сессии ГА ООН

Г-н Председатель,

Российская Федерация последовательно выступает за сохранение космоса в качестве пространства для исключительно мирной деятельности всех государств на равноправной основе. Наша принципиальная позиция на протяжении уже нескольких десятилетий остаётся неизменной - обеспечить достижение данной цели возможно лишь путём разработки общепризнанных юридически обязывающих принципов и норм международного права, которые носили бы всеобъемлющий характер и были бы нацелены на предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве (ПГВК), как это и предусмотрено решениями Первой Специальной сессии ГА ООН по разоружению 1978 г. 

Возрастающие с каждым годом риски превращения космоса в плацдарм агрессии и войны лишь подтверждают актуальность данной задачи. Возобновляем нашу обеспокоенность реализацией государствами Запада во главе с США установок на размещение оружия в космосе и использование космического пространства для ведения боевых действий в целях обеспечения своего доминирования и превосходства. Отмечаем осуществление ими масштабных программ по разработке систем вооружений, предназначенных для применения силы или угрозы силой в космосе, из космоса или в отношении космоса. 

Такие действия оказывают самое негативное влияние на международный мир и безопасность, чреваты резкой дестабилизацией обстановки и гонкой вооружений в космическом пространстве, что полностью подрывало бы перспективы ограничения и сокращения вооружений в целом. Призываем страны Запада прекратить попытки позиционирования космического пространства в качестве новой арены соперничества и конфликтов государств.

Отдельно хотели бы акцентировать чрезвычайно опасную и выходящую за рамки безобидного использования космических технологий тенденцию, отчетливо проявившуюся в ходе событий на Украине. Речь идёт о задействовании США и их союзниками компонентов гражданской инфраструктуры в космосе, в т.ч. коммерческой, в военных целях. Данные государства, очевидно, не совсем отдают себе отчет, что подобная деятельность, по сути, представляет собой опосредованное участие в вооружённых конфликтах. Квазигражданская инфраструктура может оказаться «законной целью» для ответного удара. В результате действий Запада неоправданным рискам подвергаются устойчивость мирной космической деятельности, а также многочисленные социально-экономические процессы на Земле, от которых зависит благополучие людей, в первую очередь, в развивающихся странах. Как минимум, такое провокационное применение гражданских спутников вызывает вопросы в контексте Договора о космосе, предусматривающего его исключительно мирное использование, и требует самого серьезного осуждения международным сообществом.

Убеждены, что на нынешнем этапе ещё возможно не допустить запуска полномасштабной гонки вооружений в космосе, точка невозврата пока не пройдена. В этих целях мы возобновляем призыв к государствам-членам ООН подтвердить свою приверженность действующим международно-правовым договорённостям, регулирующим космическую деятельность. 

Требуется также принять на национальном и международном уровнях обязательства в отношении того, что в космосе (в т.ч. на орбите вокруг Земли и на небесных телах) не должно размещаться оружие любого вида, также должно быть запрещено применение силы или угрозы силой в отношении космических объектов и с их использованием, зафиксировать всеобъемлющий запрет на космические ударные вооружения, предназначенные для поражения космических объектов.

Хотели бы напомнить о наших конкретных предложениях в этой связи:

- не задействовать космические объекты в качестве средства поражения любых целей на Земле, в воздушном и в космическом пространстве;

- не создавать, не испытывать и не развёртывать оружие в космосе для выполнения любых задач, в т.ч. для противоракетной обороны, в качестве противоспутниковых средств, для использования против целей на Земле или в воздухе, а также ликвидировать уже имеющиеся у государств такие системы;

- не создавать, не испытывать, не развёртывать и не применять космическое оружие для противоракетной обороны, в качестве противоспутниковых средств, для использования против целей на Земле или в воздухе;

- не уничтожать, не повреждать, не нарушать нормального функционирования и не изменять траектории полёта космических объектов других государств;

- не оказывать содействие и не побуждать другие государства, группы государств, международные, межправительственные, а также любые неправительственные организации, включая неправительственные юридические лица, учреждённые, зарегистрированные или расположенные на территории, находящейся под их юрисдикцией и/или контролем, к участию в указанной выше деятельности.

Исходим из того, что без надежных гарантий сохранения космоса свободным от оружия, закрепленных в международной юридически обязывающей договоренности по ПГВК, решение вопросов, связанных с мирным использованием космоса и обеспечением безопасности космической деятельности, бесперспективно. Основа для запуска соответствующих переговоров имеется ­- российско-китайский проект договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов (ДПРОК). Документ по-прежнему находится на столе переговоров.

В целях изучения и представления рекомендаций относительно содержательных элементов многостороннего юридически обязывающего документа по ПГВК и предотвращению размещения оружия в космосе предлагаем возобновить работу профильной группы правительственных экспертов ООН.

Другой инициативой России, направленной на стабилизацию ситуации в период, пока такой многосторонний инструмент будет вырабатываться, является политическое обязательство о неразмещении первыми оружия в космосе (НПОК). Её полноформатными участниками стали уже более трёх десятков государств, и число сторонников продолжает неуклонно расти. 

Будучи одной из мер транспарентности и доверия в целях ПГВК, инициатива по НПОК за последние годы стала существенным политическим фактором, способствующим укреплению международного мира, обеспечению равной и неделимой безопасности для всех, а также повышению предсказуемости и устойчивости деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях. Призываем все государства стать её участниками.

Г-н Председатель,

Видим необходимость в укреплении центральной роли Комитета ООН по космосу (КОПУОС) в решении ключевых вопросов космической повестки дня. Сегодня как никогда важно обеспечить деполитизированный характер дебатов, не допустить переноса дискуссий по тематике мандата КОПУОС на другие форумы. В противном случае работа этой уникальной площадки будет просто парализована. Такого развития событий, хочется надеяться, никто не ищет. 

Еще один негативный тренд - «сколачивание» отдельными государствами узкокелейных коалиций, по примеру т.н. «Соглашений Артемиды». Проведение разделительных линий в космосе, когда одни страны отказывают другим в партнерстве под предлогом, что те «недостаточно демократичны» либо не дотягивают до неких установленных ими самими «стандартов», - путь в никуда. Сотрудничество по проекту Международной космической станции доказывает, что только взаимоуважительное равноправное взаимодействие ведущих космических держав может обеспечить подлинный прогресс в деле освоения околоземного пространства.  

Г-н Председатель,

Российская Федерация вносит на рассмотрение Первого комитета проект резолюции ГА ООН «Неразмещение первыми оружия в космосе». Подготовлены также проекты резолюций «Меры по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности (МТДК)» и «Дальнейшие практические шаги по ПГВК». Призываем все государства поддержать наши проекты резолюций и выступить их соавторами.

Благодарю за внимание.