Выступление представителя Российской Федерации В.Е.Кардаш на специальной встрече ЭКОСОС по малым островным развивающимся государствам (МОРГ), наименее развитым странам (НРС) и развивающимся странам, не имеющим выхода к морю (РСНВМ), сессия «Финансирование устойчивого восстановления от каскадных последствий COVID-19 в НРС и РСНВМ»
Г-н Председатель,
Благодарим за организацию этого мероприятия. С удовлетворением констатируем, что, несмотря на глобальный социально-экономический кризис, вызванный пандемией COVID-19, уязвимые категории стран продолжают оставаться в фокусе внимания ООН.
Эти страны и до пандемии сталкивались с многочисленными вызовами, которые тормозили достижение целей Повестки-2030. Коронавирус и его последствия еще больше усугубили ситуацию. Очевидно, что мобилизация внутренних возможностей развития НРС и РСНВМ должна подкрепляться поддержкой международного сообщества по широкому спектру направлений.
Один из главных вызовов на сегодняшний день – значительный рост долгового бремени, который приводит к резкому сокращению доступных для социально-экономической поддержки бизнеса и населения ликвидных средств. В этом контексте считаем важным решение «Группы двадцати» о продлении инициативы по приостановке обслуживания долга до конца 2021 г. Но оно сможет лишь частично решить проблему задолженности.
Согласно предварительным данным, опубликованным на прошлой неделе ОЭСР, в 2020 г. общий объем ОПР вырос на 3,5% в реальном выражении по сравнению с 2019 г. и то, в значительной части, в связи с исключительными обстоятельствами, вызванными пандемией и стихийными бедствиями. Всего же в 2020 г . ОПР составила 161,2 млрд долл. США при ежегодно необходимых для сокращения разрыва в достижении ЦУР 2,5 - 3 трлн долл. США. При этом даже существенное увеличение помощи со стороны доноров в ближайшие годы не сможет покрыть значительную часть необходимого финансирования.
В 2020 г. на фоне роста ОПР уровень потоков внешних ресурсов в развивающихся странах - торговля, прямые иностранные инвестиции, налоги и денежные переводы - снизился. Общее внешнее частное финансирование этих стран сократилось на 13%. Вместе с тем, мы полагаем, что восстановление и дальнейший прогресс в достижении ЦУР требует повышения участия именно частного сектора в программах и проектах для развивающихся стран, в том числе НРС и РСНВМ. Перед нами стоит задача создать условия, при которых инвестиции в их устойчивую инфраструктуру стали бы привлекательнее для представителей делового сообщества.
Пандемия и последовавший локдаун, отрезавший НРС и РСНВМ от глобальных производственно-сбытовых цепочек, в первую очередь, от поставок жизненно необходимых медицинских товаров и продовольствия, показали, что усилия государств и частного сектора должны быть переориентированы на развитие национального производства и сельского хозяйства, международной и региональной торговли, торговой и транспортной инфраструктуры.
Российская Федерация наращивает объемы помощи развивающимся странам, включая уязвимые группы стран, как по линии ООН, так и на двусторонней основе. Ежегодный объем такого содействия превышает 1 млрд. долл. США. Среднегодовой объем финансирования проектов в области создания инфраструктуры, расширения реального сектора экономики, упрощения торговли и торговых процедур, продвижения технологий для РСНВМ за счет добровольных взносов в ЮНИДО, ПРООН, ФАО, региональные комиссии ООН достигает 12 -15 млн долл. США. Кроме того, более 35 млн. долл. США в период пандемии были выделены в качестве оперативного реагирования на гуманитарные нужды наиболее уязвимых стран.
Россия последовательно поддерживает в рамках ООН, ВТО, «Группы Двадцати» и других международных и региональных организаций и форумов развитие открытой регуляторной среды для международного сотрудничества, свободной от торговых войн, санкций и политизированных ограничений, для беспрепятственного передвижения товаров, услуг, инвестиций и людей.
Важным инструментом развития уязвимых экономик должна оставаться региональная интеграция и углубление ее процессов по широкому перечню вопросов сотрудничества, в том числе и в финансовой сфере. Так, в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), трое из пяти членов которого являются РСНВМ, реализуем совместные инициативы, нацеленные на рост производительности труда, снижение транзакционных издержек, повышение финансовой устойчивости организаций, что, в свою очередь, влияет на развитие промышленных предприятий, повышение занятости, сохранение, модернизацию и обновление материально-технической базы. По линии Делового совета ЕАЭС готовятся к реализации, в том числе с привлечением иностранных партнеров, проекты на территории государств-участников.
В заключение хотели бы подтвердить нашу приверженность целям и задачам Венской программы действий для РСНВМ. Намерены принять самое активное участие в работе 5-ой Конференции ООН для НРС и в подготовке ее итогового документа, который должен стать «дорожной картой» для повышения благосостояния этих стран и их выхода из категории НРС в последующие 10 лет.
Благодарю за внимание.